История Дагестана 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКУ "Управление образования" МР "Кизлярский район"
МКОУ "Ефимовская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История Дагестана»
для обучающихся 9 класса

Ефимовка 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Дагестана для 9 класса разработана на
основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
2.Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений
в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам
воспитания обучающихся»;
4.Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в
Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации
на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской
Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
7.Основной образовательной программы ООО МКОУ «Ефимовская основная
общеобразовательная школа»;
8.Программы воспитания МКОУ «»Ефимовская ООШ» на 2021-2025 уч.год.
9.Учебного плана МКОУ «Ефимовская ООШ» на 2023-2024 учебный год;
10. История Дагестана ; Учебное пособие; 9кл; Махачкала Дагучпедгиз
1993

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ ДАГЕСТАН»
XIX век –февраль 1917-в это время Дагестан был включен в состав
Российской империи. В итоге этого акта был положен конец политической
раздробленности Дагестана, создана единая для всего края административная
единица- Дагестанская область. В ней с одной стороны, заметное развитие
получили рыночные отношения, особенно в связи с отменой крепостного
народы права в России. С другой стороны, утвердился колониальный режим,
против которого народы Дагестана вынуждены оказались вести
многолетнюю борьбу.
В учебнике в хронологической последовательности рассматривается
cоциально-экономическое и культурное развитие Дагестана после его
включения в состав Российского государства, показаны изменения в связи с
зарождением и дальнейшим развитием в крае рыночных отношений.
Большое внимание уделяется борьбе народов Дагестана против»своих» и
«чужих» угнетателей , а также выявлению социально-экономических и
политических предпосылок участия горцев в российском демократическом
движении.
Отражая современное состояние исторической науки и опираясь на
достижения дагестанских исследователей в этой области, авторы учебника
стремились по возможности осветить как общие тенденции так и конкретные
особенности в историческом развитии народов Дагестана в рассматриваемый
период.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА»
Целями реализации регионального компонента по истории Дагестана
являются:
- воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно
связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру,
национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и
потребностях современной жизни;
- формирование способности учащихся к самостоятельному жизненному
выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях
многонационального и поликонфессионального своеобразия.
Задачи реализации регионального компонента по истории Дагестана:
- дать учащимся целостное представление об историческом,
этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края,
традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
-сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с
исторически сложившимися культурными, религиозными,
этнонациональными традициями народов, населяющих Дагестан, для
применения полученных знании и умении на практике, планирования своей
жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих
региональных, общенациональных проблем;
-обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как
важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе
умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями
различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;
-способствовать этнической идентификации и политической консолидации
населения;
-помочь учащимся осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в
регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней,
способствовать самоопределению, формированию потребности в
созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
-пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории
повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего
поколения, институту семьи;
-развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность
исторических явлений и процессов на близком ярком материале;
-развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой,
исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по
истории края;
-создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству,
способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков
– известных деятелей культуры;

-формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и
событиям прошлого и настоящего.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации на
изучение учебного предмета
«История Дагестана » в 9 классе отводится 17 часов в год из расчета 1
час в неделю. Согласно учебному плану МКОУ «Ефимовская ООШ» на
изучение учебного предмета «История Дагестана» в 9 классе выделен 1 час
из части формируемой участниками образовательных отношений.

.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего
учебно-методического комплекта (УМК):
История Дагестана ; Учебное пособие; 9кл; Махачкала Дагучпедгиз 1993

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.

2.

3.

4.

Личностные результаты из Стратегии развития воспитания в Российской
Федерациина период до 2025 года:
Гражданского воспитания
формирование
активной
гражданской
позиции,
гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории ,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Духовно-нравственного воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов,
создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
Эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию)
Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса.
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному,
музыкальному,
художественному,
театральному и
кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным
ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных
ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и
народного творчества.

5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия
вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в
быту и реальной жизни;
6.Трудового воспитания
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе
применения
предметных
знаний,
осознанного
выбора
индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и
потребностей;
7. Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни
на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному
физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике
8. Ценностей научного познания
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню
развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной
картины мира; представлений об основных закономерностях развития
природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в
познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной
культуры, в
том
числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности,
готовности испособности к самообразованию, исследовательской
деятельности,
к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— овладение целостными представлениями об историческом пути
человечества как необходимой основы для миропонимания и познания
современного общества, истории собственной страны;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I.Общественный строй и политическое устройство Дагестана в конце
XVIII- начале XIV в.
Глава II.Присоединение Дагестана к России.
Глава III. Дагестан а первой трети XIX в.
Глава IV. Антифеодальная и антиколониальная борьба народов Дагестана и
Чечни.
Глава V. Аграрная и административно-судебная реформа в 60-70-х гг.XIX в.
Глава VI. Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период.
Русско-турецкая война
1877-1878гг.
Глава VII. Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода.
Глава VIII. Социально-экономическое развитие Дагестана во второй
половине XIX-начале XX вв.
Глава IX. Дагестан в период революции.1905-1907гг.
Глава X. Дагестан в 1907-1914гг.
ГлаваXI. Дагестан в период второй мировой войны и Февральской
буржуазно-демократической революции.
Глава XII. Культура и быт народов Дагестана (70-годы 19 в.- начало 20в.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Общественный строй и политическое
устройство Дагестана в конце 18-начале 19
века.

4

0

0

https://infourok.ru/

2

Присоединение Дагестана к России.

1

0

0

https://infourok.ru/

3

Дагестан в первой трети 19века

2

0

0,5

4

Антифеодальная и антиколониальная
борьба народов Дагестана и Чечни в 18291859гг.

3

0

0,5

5

Аграраная и административно-судебная
реформы в 60-70х г 19века

2

0

0

6

Антиколониальная борьба в Дагестане в
пореформенный период. Русско-турецкая
война.

4

0

0

7

Повторительно-обобщающий урок

1

1

17

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://infourok.ru/
https://resh.edu.ru/about

https://www.uchportal.ru/

https://infourok.ru/
https://infourok.ru/

0,5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Введение

1

0

0

2

Территория и население

1

0

0

3

Занятие населения

1

0

0

4

Социальные отношения

1

0

0

5

Политическое устройство

1

0

0

Завершение присоединения Дагестана к
России

1

0

0

1

0

0

6
7

Внутреннее положение Дагестана

8

Внешнеполитическая обстановка в 20хгг19века

1

1

0

9

Причины народно-освободительного
движения

1

0

0,5

10

Начальный этап освободительного
движения

1

0

0

Дата
изучения

04.09.2023
11.09.2023
18.09.2023
25.09.2023
02.10.2023
09.10.2023
16.10.2023
23.10.2023

06.11.2023

13.11.2023

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/

https://infourok.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/about

https://infourok.ru/

https://infourok.ru/

11

12
13
14
15
16

Всеобщее восстание в Чечне в Дагестане
Административное устройство
Крестьянская реформа
Внутриполитическая обстановка
Русско-турецкая война и Дагестан
Восстание 1877
Материальная культура
Итоговая контрольная работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

https://www.uchportal.ru/

20.11.2023
https://www.uchportal.ru/

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

16

1

0,5

27.11.2023
04.12.2023

https://infourok.ru/
https://infourok.ru/

11.12.2023
https://infourok.ru/

18.12.2023
https://infourok.ru/

25.12.2023

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

История Дагестана ; Учебное пособие; 9кл; Махачкала Дагучпедгиз 1993

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Исалабдулаев М.А. История Дагестана 9 кл. Электронное учебно- методическое пособие для
учителей. Дагестанский НИИ педагогики. Махачкала, 2016 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

https://infourok.ru/
https://resh.edu.ru/about

https://www.uchportal.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».