МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МКУ "Управление образования" МР "Кизлярский район" МКОУ "Ефимовская ООШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Дагестана» для обучающихся 9 класса Ефимовка 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории Дагестана для 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); 2.Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; 3.Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»; 4.Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»; 5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576); 6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). 7.Основной образовательной программы ООО МКОУ «Ефимовская основная общеобразовательная школа»; 8.Программы воспитания МКОУ «»Ефимовская ООШ» на 2021-2025 уч.год. 9.Учебного плана МКОУ «Ефимовская ООШ» на 2023-2024 учебный год; 10. История Дагестана ; Учебное пособие; 9кл; Махачкала Дагучпедгиз 1993 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ДАГЕСТАН» XIX век –февраль 1917-в это время Дагестан был включен в состав Российской империи. В итоге этого акта был положен конец политической раздробленности Дагестана, создана единая для всего края административная единица- Дагестанская область. В ней с одной стороны, заметное развитие получили рыночные отношения, особенно в связи с отменой крепостного народы права в России. С другой стороны, утвердился колониальный режим, против которого народы Дагестана вынуждены оказались вести многолетнюю борьбу. В учебнике в хронологической последовательности рассматривается cоциально-экономическое и культурное развитие Дагестана после его включения в состав Российского государства, показаны изменения в связи с зарождением и дальнейшим развитием в крае рыночных отношений. Большое внимание уделяется борьбе народов Дагестана против»своих» и «чужих» угнетателей , а также выявлению социально-экономических и политических предпосылок участия горцев в российском демократическом движении. Отражая современное состояние исторической науки и опираясь на достижения дагестанских исследователей в этой области, авторы учебника стремились по возможности осветить как общие тенденции так и конкретные особенности в историческом развитии народов Дагестана в рассматриваемый период. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА» Целями реализации регионального компонента по истории Дагестана являются: - воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; - формирование способности учащихся к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия. Задачи реализации регионального компонента по истории Дагестана: - дать учащимся целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа; -сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Дагестан, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем; -обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения; -способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения; -помочь учащимся осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства; -пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи; -развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком ярком материале; -развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории края; -создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры; -формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего. МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение учебного предмета «История Дагестана » в 9 классе отводится 17 часов в год из расчета 1 час в неделю. Согласно учебному плану МКОУ «Ефимовская ООШ» на изучение учебного предмета «История Дагестана» в 9 классе выделен 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений. . Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта (УМК): История Дагестана ; Учебное пособие; 9кл; Махачкала Дагучпедгиз 1993 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. 2. 3. 4. Личностные результаты из Стратегии развития воспитания в Российской Федерациина период до 2025 года: Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории , заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; Эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию) Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 6.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 7. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике 8. Ценностей научного познания Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности испособности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Глава I.Общественный строй и политическое устройство Дагестана в конце XVIII- начале XIV в. Глава II.Присоединение Дагестана к России. Глава III. Дагестан а первой трети XIX в. Глава IV. Антифеодальная и антиколониальная борьба народов Дагестана и Чечни. Глава V. Аграрная и административно-судебная реформа в 60-70-х гг.XIX в. Глава VI. Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период. Русско-турецкая война 1877-1878гг. Глава VII. Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода. Глава VIII. Социально-экономическое развитие Дагестана во второй половине XIX-начале XX вв. Глава IX. Дагестан в период революции.1905-1907гг. Глава X. Дагестан в 1907-1914гг. ГлаваXI. Дагестан в период второй мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции. Глава XII. Культура и быт народов Дагестана (70-годы 19 в.- начало 20в.) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Общественный строй и политическое устройство Дагестана в конце 18-начале 19 века. 4 0 0 https://infourok.ru/ 2 Присоединение Дагестана к России. 1 0 0 https://infourok.ru/ 3 Дагестан в первой трети 19века 2 0 0,5 4 Антифеодальная и антиколониальная борьба народов Дагестана и Чечни в 18291859гг. 3 0 0,5 5 Аграраная и административно-судебная реформы в 60-70х г 19века 2 0 0 6 Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период. Русско-турецкая война. 4 0 0 7 Повторительно-обобщающий урок 1 1 17 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/about https://www.uchportal.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ 0,5 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Введение 1 0 0 2 Территория и население 1 0 0 3 Занятие населения 1 0 0 4 Социальные отношения 1 0 0 5 Политическое устройство 1 0 0 Завершение присоединения Дагестана к России 1 0 0 1 0 0 6 7 Внутреннее положение Дагестана 8 Внешнеполитическая обстановка в 20хгг19века 1 1 0 9 Причины народно-освободительного движения 1 0 0,5 10 Начальный этап освободительного движения 1 0 0 Дата изучения 04.09.2023 11.09.2023 18.09.2023 25.09.2023 02.10.2023 09.10.2023 16.10.2023 23.10.2023 06.11.2023 13.11.2023 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/about https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ 11 12 13 14 15 16 Всеобщее восстание в Чечне в Дагестане Административное устройство Крестьянская реформа Внутриполитическая обстановка Русско-турецкая война и Дагестан Восстание 1877 Материальная культура Итоговая контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 https://www.uchportal.ru/ 20.11.2023 https://www.uchportal.ru/ 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 1 0 16 1 0,5 27.11.2023 04.12.2023 https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ 11.12.2023 https://infourok.ru/ 18.12.2023 https://infourok.ru/ 25.12.2023 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА История Дагестана ; Учебное пособие; 9кл; Махачкала Дагучпедгиз 1993 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Исалабдулаев М.А. История Дагестана 9 кл. Электронное учебно- методическое пособие для учителей. Дагестанский НИИ педагогики. Махачкала, 2016 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/about https://www.uchportal.ru/