МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МКУ "Управление образования" МР "Кизлярский район" МКОУ "Ефимовская ООШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Дагестана» для обучающихся 8 класса Ефимовка 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории Дагестана для 8 класса разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); 2.Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; 3.Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»; 4.Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»; 5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576); 6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). 7.Основной образовательной программы ООО МКОУ «Ефимовская основная общеобразовательная школа»; 8.Программы воспитания МКОУ «»Ефимовская ООШ» на 2021-2025 уч.год. 9.Учебного плана МКОУ «Ефимовская ООШ» на 2023-2024 учебный год; 10. История Дагестана ; Учебное пособие; 8кл; Издательство НИИ педагогики ,2012г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ДАГЕСТАН» Дагестан- край суровых и привольных степей, бурных рек и студеных родников, цветущих садов и плодородных пашен,лугов и пастбищ. Мы дышим его воздухом, ходим по его извилистым тропинкам, ездим по широким трассам, любуемся красотами природы, всматриваемся в высокое голубое небо, пользуемся богатствами родной земли творениями искусных умельцев. Сколько сложено о Дагестане легенд и преданий, сколько посвящено ему вдохновленных поэтический строк. Эта книга, которую держишь в руках, своеобразная биография Дагестана, а значит и твоя, уходящая в глубь веков, в седую древность, а точнее- с появлением первого человека на территории Дагестана. Знать ее –не только духовная потребность каждого, прошлое объясняет почему здесь так много народностей, раскрывает еднство их происхождения и общность судеб, все или почти, что связано с нашей самобытной культурой, традициями и обычаями. Читая историю Дагестана можно увидеть многовековой труд поколений ,соприкоснешься с событиями их героической борьбы с иноземными захватчиками и внутренними угнетателями, познакомишься с выдающимися деятелями далекого прошлого Страны гор, еще раз убедишься в том, что в любых испытаниях наши народы были заодно, хотя языки их были разные, что прошлое дагестанцев тесно переплетается с историей народов-соседей Закавказья и Северного Кавказа, русского и других народов нашей страны. Сейчас , в период обновления общества, совершенствования межнациональных отношений каждый народ нашей страны, даже самый малый ,получил реальную возможность для подлинного развития своего языка, культуры, традиций и истории. Эта книга будет способствовать благородному процессу возрождения. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА» - воспитание разносторонней развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции , ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; - формирование способности учащихся к самостоятельному жизненному выбору, саообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия. Задачи: - дать учащимся целостное представление об историческом , этнонациональном , природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа; -формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего. - развивать у обучающихся интерес к родной истории , раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком ярком материале; МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение учебного предмета «История Дагестана » в 8 классе отводится 17 часов в год из расчета 1 час в неделю. Согласно учебному плану МКОУ «Ефимовская ООШ» на изучение учебного предмета «История Дагестана» в 8 классе выделен 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений. Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта (УМК): История Дагестана для 8класса 3-е издание; Махачкала Издательство НИИ педагогики ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. 2. 3. 4. Личностные результаты из Стратегии развития воспитания в Российской Федерациина период до 2025 года: Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории , заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; Эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию) Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 5. Физического воспитания, формирования эмоционального благополучия культуры здоровья и осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 6.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 7. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике 8. Ценностей научного познания Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности испособности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Глава 1. Первобытное общество на территории Дагестана. Возникновение и развитие первобытного общества. Каменный век. Палеолитические охотники и собиратели. Люди эпохи мезолита. Древнейшие земледельцы и скотоводы эпохи неолита и энеолита. Разложение первобытно - общинного строя и развитие патриархального общества. Эпоха бронзы. Глава 2,3. Дагестан в период возникновения новых социальных отношений на кавказе. Дагестанские земли в составе раннефеодального Албанского государства.Зарождение феодальных отношений. Борьба с кочевниками. Возникновение Хазарского каганата Глава 4.Заваевательные войны Арабского халифата в Дагестане. Вторжение арабов в Дагестан. Начало распространения ислама. Политика Халифата на завоеванной части. Глава 5. Дагестан в 11- 12 веках. Феодальные кнЯжества и социальные движения. Развитие отношений Дагестана с соседями. Глава 6. Дагестан в 13-14 веках Начало татаро-монгольского вторжения в Дагестан. Походы Тимура на Дагестан. Изменения в политическом строе и культуре Дагестана после нашествия завоевателей. Глава 7. Дагестан в 15 веке Селькие общины и их общественный строй. Развитие феодальных владений. Внешнеполитическое положение и борьба против угнетения. Глава 8. Дагестан в 16 веке Внутренняя политика Дагестана. Выступление Горцев и освободительная борьбы народа. Отношение Дагестана с Россией, Грузией и Кабардой. Глава 9. Дагестан в 17 веке. Экономическое развитие. Социально- политическое развитие и народные движения. Глава 10. Внешнеполитическое положение Дагестана в 17 веке. Русско-Дагестанские отношения . Освободительная борьба народов Дагестана. Глава 11, 12. Дагестан в 18 веке. Антииранское движение и укрепление связей с Россией. Каспийский поход Петра 1. Борьба народа против Надир-шаха. Развитие феодальных отношений. Политические связи.Русско –дагестанские отношения во 2половине 18 века. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Первобытное общество на территории Дагестана 3 0 0 https://infourok.ru/ 2 Дагестан в период возникновения новых социальных отношений на Кавказе 2 0 0 https://infourok.ru/ 3 Складывание феодальных отношений в Дагестане 4 0 0,5 4 Завоевательные войны Халифата в Дагестане 4 1 0 https://resh.edu.ru/about 5 Дагестан в 9-12 веках 4 0 0 https://infourok.ru/ 17 1 0,5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://www.uchportal.ru/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Введение 1 0 0 2 Каменный век на территории Дагестана 1 0 0 3 Происхождение и этническая общность дагестанских народов 1 0 0 4 Албания –первое государство Восточного Кавказа 1 0 0 5 Кочевники раннего Дагестана. Возникновение Хазарского государства 1 0 0 1 0 0,5 Дата изучения 13.01.2024 20.01.2024 27.01.2024 03.02.2024 10.02.2024 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ Культура. Создание письменности 6 Повторительно-обобщающий урок 7 Вторжение арабов в Дагестан 1 0 0 8 Возобновление завоеваний Халифата в Дагестане 1 1 0 9 Феодальные княжества и политическое объединение 9-12 веках. 1 0 0 10 Дагестан и его отношение со своим окружением в 9-12веках 1 0 0 17.02.2024 24.02.2024 02.03.2024 https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ https://www.uchportal.ru/ 09.03.2024 https://www.uchportal.ru/ 16.03.2023 11 12 13 14 15 Дагестан под игом Монголов. Походы Тимура и их последствия для Дагестана Дагестанские земли и их политический строй в 13-14в. Повторительно-обобщающий урок Хозяйство и общественно-политический строй сельских общин и их союзов Внешнеполитическое положение Дагестана.Борьба против угнетения Культурное развитие Дагестана 1 0 0 https://www.uchportal.ru/ 06.04.2024 https://www.uchportal.ru/ 1 0 0,5 1 0 0 1 0 0 1 0 0 16 Итоговая контрольная работа 1 1 0 17 Итоговое повторение 1 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 1 1 13.04.2024 20.04.2024 27.04.2024 04.05.2024 11.05.2024 18.05.2024 https://resh.edu.ru/about https://resh.edu.ru/about https://resh.edu.ru/about https://resh.edu.ru/about https://infourok.ru/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА История Дагестана ; Учебное пособие; 8кл; Издательство НИИ педагогики ,2012г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Исалабдулаев М.А. История Дагестана 8 кл. Электронное учебно- методическое пособие для учителей. Дагестанский НИИ педагогики. Махачкала, 2016 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/about https://www.uchportal.ru/