История Дагестана 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКУ "Управление образования" МР "Кизлярский район"
МКОУ "Ефимовская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История Дагестана»
для обучающихся 8 класса

Ефимовка 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Дагестана для 8 класса разработана на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
2.Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений
в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам
воспитания обучающихся»;
4.Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в
Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации
на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской
Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
7.Основной образовательной программы ООО МКОУ «Ефимовская основная
общеобразовательная школа»;
8.Программы воспитания МКОУ «»Ефимовская ООШ» на 2021-2025 уч.год.
9.Учебного плана МКОУ «Ефимовская ООШ» на 2023-2024 учебный год;
10. История Дагестана ; Учебное пособие; 8кл; Издательство НИИ
педагогики ,2012г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ ДАГЕСТАН»
Дагестан- край суровых и привольных степей, бурных рек и студеных
родников, цветущих садов и плодородных пашен,лугов и пастбищ. Мы
дышим его воздухом, ходим по его извилистым тропинкам, ездим по
широким трассам, любуемся красотами природы, всматриваемся в высокое
голубое небо, пользуемся богатствами родной земли творениями искусных
умельцев. Сколько сложено о Дагестане легенд и преданий, сколько
посвящено ему вдохновленных поэтический строк.
Эта книга, которую держишь в руках, своеобразная биография Дагестана, а
значит и твоя, уходящая в глубь веков, в седую древность, а точнее- с
появлением первого человека на территории Дагестана. Знать ее –не только
духовная потребность каждого, прошлое объясняет почему здесь так много
народностей, раскрывает еднство их происхождения и общность судеб, все
или почти, что связано с нашей самобытной культурой, традициями и
обычаями.
Читая историю Дагестана можно увидеть многовековой труд поколений
,соприкоснешься с событиями их героической борьбы с иноземными
захватчиками и внутренними угнетателями, познакомишься с выдающимися
деятелями далекого прошлого Страны гор, еще раз убедишься в том, что в
любых испытаниях наши народы были заодно, хотя языки их были разные,
что прошлое дагестанцев тесно переплетается с историей народов-соседей
Закавказья и Северного Кавказа, русского и других народов нашей страны.
Сейчас , в период обновления общества, совершенствования
межнациональных отношений каждый народ нашей страны, даже самый
малый ,получил реальную возможность для подлинного развития своего
языка, культуры, традиций и истории. Эта книга будет способствовать
благородному процессу возрождения.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА»
- воспитание разносторонней развитой личности гражданина России, духовно
связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру,
национальные традиции , ориентированного в системе ценностей и
потребностях современной жизни;
- формирование способности учащихся к самостоятельному жизненному
выбору, саообразованию и самосовершенствованию в условиях
многонационального и поликонфессионального своеобразия.

Задачи:
- дать учащимся целостное представление об историческом ,
этнонациональном , природном, хозяйственном своеобразии родного края,
традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
-формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и
событиям прошлого и настоящего.
- развивать у обучающихся интерес к родной истории , раскрывая сущность
исторических явлений и процессов на близком ярком материале;

МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации на
изучение учебного предмета
«История Дагестана » в 8 классе отводится 17 часов в год из расчета 1
час в неделю. Согласно учебному плану МКОУ «Ефимовская ООШ» на
изучение учебного предмета «История Дагестана» в 8 классе выделен 1 час
из части формируемой участниками образовательных отношений.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего
учебно-методического комплекта (УМК):
История Дагестана для 8класса 3-е издание; Махачкала Издательство
НИИ педагогики

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.

2.

3.

4.

Личностные результаты из Стратегии развития воспитания в Российской
Федерациина период до 2025 года:
Гражданского воспитания
формирование
активной
гражданской
позиции,
гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории ,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Духовно-нравственного воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов,
создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
Эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию)
Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса.
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному, художественному, театральному и
кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным
ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных
ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и
народного творчества.

5. Физического воспитания, формирования
эмоционального благополучия

культуры

здоровья

и

осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия
вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в
быту и реальной жизни;
6.Трудового воспитания
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе
применения
предметных
знаний,
осознанного
выбора
индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и
потребностей;
7. Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни
на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному
физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике
8. Ценностей научного познания
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню
развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной
картины мира; представлений об основных закономерностях развития
природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в
познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной
культуры, в
том
числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности,
готовности испособности к самообразованию, исследовательской
деятельности,
к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— овладение целостными представлениями об историческом пути
человечества как необходимой основы для миропонимания и познания
современного общества, истории собственной страны;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Первобытное общество на территории Дагестана.
Возникновение и развитие первобытного общества. Каменный век.
Палеолитические охотники и собиратели. Люди эпохи мезолита. Древнейшие
земледельцы и скотоводы эпохи неолита и энеолита.
Разложение первобытно - общинного строя и развитие патриархального
общества. Эпоха бронзы.
Глава 2,3. Дагестан в период возникновения новых социальных
отношений на кавказе.
Дагестанские земли в составе раннефеодального Албанского
государства.Зарождение феодальных отношений. Борьба с кочевниками.
Возникновение Хазарского каганата
Глава 4.Заваевательные войны Арабского халифата в Дагестане.
Вторжение арабов в Дагестан. Начало распространения ислама. Политика
Халифата на завоеванной части.
Глава 5. Дагестан в 11- 12 веках.
Феодальные кнЯжества и социальные движения. Развитие отношений
Дагестана с соседями.
Глава 6. Дагестан в 13-14 веках
Начало татаро-монгольского вторжения в Дагестан. Походы Тимура на
Дагестан. Изменения в политическом строе и культуре Дагестана после
нашествия завоевателей.
Глава 7. Дагестан в 15 веке
Селькие общины и их общественный строй. Развитие феодальных владений.
Внешнеполитическое положение и борьба против угнетения.
Глава 8. Дагестан в 16 веке
Внутренняя политика Дагестана. Выступление Горцев и освободительная
борьбы народа. Отношение Дагестана с Россией, Грузией и Кабардой.
Глава 9. Дагестан в 17 веке.
Экономическое развитие. Социально- политическое развитие и народные
движения.
Глава 10. Внешнеполитическое положение Дагестана в 17 веке.
Русско-Дагестанские отношения . Освободительная борьба народов
Дагестана.
Глава 11, 12. Дагестан в 18 веке.
Антииранское движение и укрепление связей с Россией. Каспийский поход
Петра 1. Борьба народа против Надир-шаха. Развитие феодальных
отношений. Политические связи.Русско –дагестанские отношения во
2половине 18 века.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Первобытное общество на территории
Дагестана

3

0

0

https://infourok.ru/

2

Дагестан в период возникновения новых
социальных отношений на Кавказе

2

0

0

https://infourok.ru/

3

Складывание феодальных отношений в
Дагестане

4

0

0,5

4

Завоевательные войны Халифата в
Дагестане

4

1

0

https://resh.edu.ru/about

5

Дагестан в 9-12 веках

4

0

0

https://infourok.ru/

17

1

0,5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://www.uchportal.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Введение

1

0

0

2

Каменный век на территории Дагестана

1

0

0

3

Происхождение и этническая общность
дагестанских народов

1

0

0

4

Албания –первое государство
Восточного Кавказа

1

0

0

5

Кочевники раннего Дагестана.
Возникновение Хазарского государства

1

0

0

1

0

0,5

Дата
изучения

13.01.2024
20.01.2024

27.01.2024

03.02.2024
10.02.2024

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

https://infourok.ru/
https://infourok.ru/

https://infourok.ru/

https://infourok.ru/
https://infourok.ru/

Культура. Создание письменности
6

Повторительно-обобщающий урок

7

Вторжение арабов в Дагестан

1

0

0

8

Возобновление завоеваний Халифата в
Дагестане

1

1

0

9

Феодальные княжества и политическое
объединение 9-12 веках.

1

0

0

10

Дагестан и его отношение со своим
окружением в 9-12веках

1

0

0

17.02.2024
24.02.2024
02.03.2024

https://infourok.ru/

https://infourok.ru/

https://infourok.ru/

https://www.uchportal.ru/

09.03.2024
https://www.uchportal.ru/

16.03.2023

11

12
13
14
15

Дагестан под игом Монголов.
Походы Тимура и их последствия для
Дагестана
Дагестанские земли и их политический
строй в 13-14в.
Повторительно-обобщающий урок
Хозяйство и общественно-политический
строй сельских общин и их союзов
Внешнеполитическое положение
Дагестана.Борьба против угнетения
Культурное развитие Дагестана

1

0

0

https://www.uchportal.ru/

06.04.2024
https://www.uchportal.ru/

1

0

0,5

1

0

0

1

0

0

1

0

0

16

Итоговая контрольная работа

1

1

0

17

Итоговое повторение

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

1

1

13.04.2024

20.04.2024
27.04.2024
04.05.2024
11.05.2024
18.05.2024

https://resh.edu.ru/about
https://resh.edu.ru/about
https://resh.edu.ru/about
https://resh.edu.ru/about
https://infourok.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

История Дагестана ; Учебное пособие; 8кл; Издательство НИИ педагогики ,2012г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Исалабдулаев М.А. История Дагестана 8 кл. Электронное учебно- методическое пособие для
учителей. Дагестанский НИИ педагогики. Махачкала, 2016 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

https://infourok.ru/
https://resh.edu.ru/about

https://www.uchportal.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».