МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МКУ "Управление образования " МР "Кизлярский район" МКОУ "Ефимовская ООШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Культура и традиции народов Дагестана» для обучающихся 5 класса с. Ефимовка 2023г. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: программы для 5 классов школ Культура и Традиции народов Дагестана (авторы: Мирзоев Ш.А); регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Дагестан, региональных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2023/2024учебный год. Цели и задачи: углубление знаний обучающихся о родном крае и ее истории на основе новых текстов художественной литературы, народного творчества, произведений искусства, музыки; знакомство с новыми именами дагестанских поэтов, писателей, художников, композиторов и других деятелей искусства; обращать внимание детей на авторов изучаемых произведений литературы и искусства; развивать навык выразительного чтения и умения работать с текстом; воспитывать любовь к родному краю, к своей республике; содействовать гумманизации образования и гармонизации межнациональных отношений; формировать здоровые эстетические представления школьников ; прививать любовь к Родине, к культурным ценностям Дагестана; воспитывать стремление быть достойным продолжателем славных традиций; гордиться тем, что ты представитель именно этой нации; способствовать возрождению и развитию национальных культур. На рубеже нового тысячелетия больше внимания стало уделяться гуманитаризации образования. На первый план начинает выходить духовное, человеческое. Культурное наследие, как результат творческой деятельности множества поколений, требует к себе пристального внимания. Бе режное к нему отношение должно вырабатываться, прежде всего, в школе. В предлагаемой программе, где краеугольным камнем стали принципы от простого к сложному, хронологическая последовательность и исторический подход, предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре народов, населяющих Дагестан.. Составители программы исходили из признания: - самобытности и неповторимости национальной культуры как неотъемлемой части всей мировой культуры; - процесса взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур, их историзма и обусловленности исторической судьбой народа. Отведенное в программе количество часов представляет собой обязательный минимум, который может быть увеличен за счет часов школьного компонента. В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Дагестана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю. Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения). Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Дагестана, а также лучшие детские произведения современных дагестанских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народныхпраздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Дагестан. Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения. Обучающиеся по культуре Дагестана должны знать: - по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие дагестанского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) всочетании с фольклором местного населения. - по литературе: основные произведения крупных представителей дагестанской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития дагестанской литературы. Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Дагестана , быть осведомленными о русско-дагестанских литературных связях. - по декоративно-прикладному и изобразительному искусствам: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства дагестанцев с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РД; - по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РД, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.). - по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РД, Устному народному творчеству, а также музыкальной культуре выделено больше времени, исходя из того, что песни и музыку необходимо и прослушать. Вместе с тем авторы исходили и из того, что необходимо не ограничивать творческий подход учителей к данному предмету, а, наоборот, оставить право на выбор своего материала, метода и структуры урока. Главное - целенаправленно воспитывать в юных душах любовь котчему краю, добрые чувства к народам, населяющим Республику Дагестан. С этой целью в каждом классе отводится время для ознакомления обучающихся с особенностями материальной и духовной культуры села, района, города, а также с творчеством деятелей литературы, искусства и культуры - выходцев из региона и т.д Количество часов за год- 34ч. Количество часов в неделю1чза 1 четверть- 9 ч. за 2 четверть-7 ч. за 3 четверть- 10 ч. за 4 четверть8ч. Календарно-тематическое планирование 5 класс № Тема урока Колво часов Словарная Домашнее работа задание Дата План факт 1 Наша Родина 1ч. 1 четверть 9ч отпор, путеводитель, аксакал, джигит 2 Мой Дагестан 1ч. хребет, адат, этнограф стр.10 - 15 14.0 9 3 Мой Дагестан. Проектная работа. 1ч. восточные писатели, бурка стр.15 - 17 21.0 9 стр. 5-9 7.09 Примечание 4 Родословная Дагестана 1ч. исток, майсум, наиб, имамат 5 Родословная Дагестана 1ч. просветитель 6 Культура человечества. 1ч. 7 Культура народов Дагестана. 1ч. человечество, полноценный, мольберт кодекс, террасы, промысел 8 Материальная культура 1ч. сланец, торф, Кахетия, алим 9 Культура человека. Человек и человечность. Итоговый урок. 1ч. ритуал, символ, склочный 2 четверть 7ч стр. 18- 28.0 9 24 стр. 26- 5.10 28 стр. 29- 12.1 35 0 стр.36 - 39 стр.39 - 42 стр. 4345 19.1 0 26.1 0 9.11 10 Идеал настоящего человека 1ч. идеал, казна стр. 46- 16.11 50 11 Народный кодекс чести. 1ч. прах, чужбина, спесь, корпеть стр. 51- 23.11 54 12 Имя украшает человека 1ч. кунак, пророк стр. 55- 30.11 60 13 Имя благожелатель человека. Проектная работа. 1ч. благожелатель, разговорник, горная серна стр. 61- 7.12 65 14 Человек украшает своё имя 1ч. маршал, штаб, декан,обрели стр. 67- 14.12 74 15 Доброе имя – лучше сокровищ 1ч. размолвка, привереда, тщеславие стр. 75- 21.12 79 16 Как правильно обращаться к людям. Итоговый урок. 1ч. нипочём, наставление стр.80 - 84 3 четверть 10ч 28.12 17 К старшим с почтением, к младшим с уважением 1ч. джамаат, конференция 18 Как правильно приветствовать 1ч. Антей 19 1ч. милость, почтительная поза стр. 96- 25.0 102 1 20 Формы приветствия народов Дагестана Благопожелание, кому и как выражать 1ч. отчаяние, напутствие, трапеза 1.02 21 Какие благопожелания выражать 1ч. довольствие, баркалла 22 Семья и семейные традиции человечности 1ч. 23 1ч. 24 Семья и семейные обязанности человека Проектная работа. Традиции дома и добрососедства наделить, раздор, лжесвидетельств о благородство, хвастовство 1ч. наставление, заповедь 25 Род и родовые традиции человечности 1ч. предок, потомок 26 Как нужно любить свой тухум (род). Итоговый урок. 1ч. ярмо, соха, повествование стр. 103106 стр. 107110 стр. 111116 стр. 117121 стр. 122126 стр. 127131 стр. 132136 1ч. 4 четверть 8ч пристанище, неутомимый стр. 137141 21.03 27 На чём держится честь тухума стр. 8589 стр. 9095 11.0 1 18.0 1 8.02 15.0 2 22.0 2 29.0 2 7.03 14.0 3 28 Традиции человечности дагестанского джамаата 1ч. поклонник порядка, быт 29 Традиции дружбы и солидарности 1ч. радушный, почесть, неучтивый стр. 142146 стр. 147152 4.04 11.04 30 Нормы и правила дагестанского общежития 1ч. том, натура горцев, очаг, захворать 31 Традиции взаимопомощи. Проектнаяработа. 1ч. талисман, тост, дверной косяк, место убоя 32 Традиционные праздники народов Дагестана 1ч. аршин, уродить, запястье 33 Они прославили Дагестан 1ч. Они прославили Дагестан. Обобщающий урок. 1ч. 34 наследие, арабист, астрономия стр. 153157 стр. 158164 стр. 165170 стр. 171172 стр. 172178 18.04 25.04 2.05 16.05 23.05