МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МКУ "Управление образования " МР "Кизлярский район" МКОУ "Ефимовская ООШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО гуманитарного цикла Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ Исакова А.А. Приказ № Попова Е.Ф. от «30» 08 2023 г. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. ________________________ ________________________ Магомедова Р.Р Протокол №1 от «28» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Культура и традиции народов Дагестана» для обучающихся 8 класса с. Ефимовка 2023г. 1 Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета »Культура традиции народов Дагестана» в 8 класса (предметная область КТНД»)на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(далее-ФГОСНОО),Федеральной образовательной программы начального общего образования(далее-ФОПНОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету »КТНД»(далее-ФРП »КТНД»),а также ориентирован на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания Рабочая программа по КТНД для 8 класса разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); 2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»; 4. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»; 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576); 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). 7.Основной образовательной программы ООО МКОУ «Ефимовская основная общеобразовательная школа»; 8.Программы воспитания МКОУ «»Ефимовская ООШ» на 2021-2025 уч.год. 9.Учебного плана МКОУ «Ефимовская ООШ» на 2023-2024 учебный год; 10. Примерной авторской программы основного общего образования Х.Г. Магомедсалихов 8 класс/ Программы для общеобразовательных учреждений КТНД 8 класс. Махачкала 2007г. Цели предмета КТНД: -приобщение школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Дагестан, к их традициям, обычаям; -формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку; 2 -укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей; -духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому Дагестана, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей культуры; - формирование устойчивого интереса к богатому право культурному наследию родного края; - формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся подвижников. Задачи: -создать условия для знакомства учащихся с историей народов Дагестан, их бытом, духовной и материальной культурой; -формировать ценностное отношение учащихся к национальной культуре; -учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки; -способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся; -воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у школьников; -прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов. -актуализация знаний в области культурной традиции для современных школьников; - развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте; -приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов культуры; - формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм этики. В планирование программного материала внесены дополнения в виде часов изучения краеведческого регионального материала. Формы обучения: комбинированный, интегрированный урок, экскурсии, проведение праздников. Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждение-размышление, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на тему нравственного выбора и др. Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Дагестан, их бытом, духовной и материальной культурой; Формировать ценностное отношение учащихся к национальной культуре; Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки; Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся; Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у школьников; Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов. Место предмета «КТНД» в базисном учебном плане 3 Согласно учебному плану для образовательных учреждений предусматривает обязательное изучение КТНД в 8 классе – 17 часов (из расчета 1 час в неделю). Раздел 1.Планируемые образовательные результаты освоения курса КТНД в 8 классе. Личностные результаты из Стратегии развития в Российской Федерации период до 2025 г. 1. Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных инравственных ценностях российского общества; 2. Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории , заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполненииэкспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4. Эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию) Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно- эстетического 4 вкуса. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 6.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 7.Ценностей научного познания Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыковсамостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности испособности к самообразованию, исследовательской деятельности, косознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 5 Мета предметные результаты - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; Предметные результаты - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием э литературоведческих понятий; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; - умение обобщать полученные знания и применять их на практике, в конкретной жизненной ситуации; - умение заботиться и помогать другим людям 6 Раздел II.Содержание тем учебного предмета Глава1.Общие сведения о народах Дагестана 2ч Введение. Развитие мусульманской культуры в Дагестане. Развитие мусульманской культуры в Дагестане. Глава 2. Материальная культура и производственная деятельность народов Дагестана 5 ч Морально-нравственный кодекс поведения у народов Дагестана. Культура мусульманского права. Культура обычного права в традициях народов Дагестана. Правовые нормы и традиции обеспечения мира и согласия Алимы и просветители Дагестана. Глава 3. Традиционный общественный быт народов Дагестана 4 ч Морально -нравственный кодекс поведения у народов Дагестана. Культура мусульманского права. Физическая культура в традиционном дагестанском обществе Физическая культура и спорт в современном Дагестане Глава 4. Художественные традиции народов Дагестана. 2ч. Физическая культура и спорт в современном Дагестане. Изобразительное искусство народов Дагестана. Театрально-сценическое искусство Дагестана. Средство массовой информации Дагестана. Издательское дело. Развитие народных художественных промыслов и ремесёл. Современная дагестанская семья. Музыкальная культура народов Дагестана. Танцевальный фольклор и хореографическое искусство народов Дагестана. Культурные процессы в Дагестане в ХХ - начале ХХIв. Место религии в современной жизни. Борьба с религиозным экстремизмом. Традиционная семья, семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев. Театрально -сценическое искусство Дагестана. Музыкальная культура народов Дагестана. 7 Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитанияс указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы Изучаемый раздел ,тема урока с учетом рабочей программы воспитания Модуль воспитательной программы Школьный урок 1 Общие сведения о народах Дагестана. День единства народов Дагестана 2 2 Материальная культура и производственная деятельность народов Дагестана. День Конституции Республики Дагестан 5 День единства народов Дагестана 4 Художественные традиции народов Дагестана. День Конституции Республики Дагестан 2 Традиционная семья, семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев. День Конституции Республики Дагестан 4 № П/П Традиционный общественный быт народов Дагестана. 3 4 5 Итого Количество часов 17 8 Раздел III. Календарно тематическое планирование по КТНД 8 класс (17 часов в год) Х.Г. Магомедсалихов 9 класс/ КТНД 8 класс. Махачкала 2007г. № Колво Тема урока Элементы содержания Домашнее задание Дата По плану часов 1.Общие сведения о народах Дагестана. 1 2 Введение. Вступительная беседа учителя о содержании, целях и задачах предмета Народонаселение современного Дагестана. 1 Общность происхождения и культурное единство дагестанских народов. 1 Культура, обычай, социум Диалект, рельеф, иудаизм, каскад, православие , суннизм и шиизм. Археология, автохтоны, антропология, лингвистика, гумно, этнос, этикет. П.1 2.09 стр.12-18 П.2 9.09 стр.19-23 II. Материальная культура и производственная деятельность народов Дагестана. 3 Культура земледельческого труда. Техника земледелия. Культура скотоводства народов Дагестана. 1 Амфитеатр, десятина, дефицит. Лемех, морена, полба, рало, фарфор, шорник, амулет, аристократы, брынза, династия, молозиво, свирель, стригаль, товарищество, фольклор 9 П.3-5 стр.24-47 16.09 По факту 4 Контрольная работа 1 . 5 Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана. Торгово-экономические и культурные взаимоотношения народов Дагестана. 1 Горизонт, летоисчисление, равноденствие, солнцестояние, турша, куниса, пеньковые изделия. Садоводство, виноградарство, охота, и пчеловодство в Дагестане. Поселения и жилища. 1 Одежда народов Дагестана. Традиционная пища и культура питания народов Дагестана 1 6 7 Пехлеван, пуд. Бойница, булыжник, саман. Аршин, Гипюр, сафьян, деликатес, нукеры, саломята, этика, этикет.. 23.09 П.6-7 30.09 стр.48-64 П.8-9 7.10 стр.64-84 П.10-11 14.10 стр.84-101 III. Традиционный общественный быт народов Дагестана. 8 Социализация личности в семье и обществе. 1 Предписания, социализация, аталык.. П.12 стр.102109 21.10 9 Традиции почитания старших в дагестанском обществе. Обычай взаимопомощи у народов Дагестана. 1 Галун, мораль, притча, чело, хламида. П.13-14 11.11 Традиции гостеприимства и куначества у дагестанских народов. 1 10 стр. 110-121 Досуг, ремесло, репутация, трапеза, окот, экспромтом Абаз, бегаул, брага, напутствие, уздень, хурджин. Традиционная культура поведения и этикет Имидж, отселок, чауш, 10 П.15-16 стр. 122-136 18.11 дагестанцев. 11 эквивалент Отношение к женщине в семье и обществе. Супряга, хутор. 1 П.17 стр.136143 25.11 П.18-19 2.12 IV.Художественные традиции народов Дагестана. 12 13 Художественная обработка камня и дерева. Гончарное искусство в Дагестане. 1 Обработка шерсти у народов Дагестана. Ковроделие. Художественная обработка металлов. Ювелирное дело. 1 Архитектура, барельеф, вязь, Долото, инкрустация, капитель, орнамент, фасад. Ангоб, гравировка, глазурь, зооморфизм, логотип, лощение, оберег, палитра. Аппликация, войлок, голенище, гамма, реликвия, индиго, колорит, рододендрон. стр.144-163 П.20-22 9.12 стр.154-193 Газыри, гравировка, насечка, филигрань, ювелир. V. Традиционная семья, семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев. 14 Семья и брак. Традиционная свадьба. Семейнобытовая этика и культура поведения дагестанцев. Современная дагестанская семья. 1 Брак, джигитовка, калым, кебин, магар, помолвка, прогресс, ячейка. Жест, мимика, цивилизация , эмоция. 11 П.23-24 стр.194-211 16.12 Похоронно-поминальные обычаи и обряды. Дагестанские собственные имена и их происхождение. 1 16 Контрольная работа. 1 17 Итоговое повторение. 1 15 Нагайка, циновка. Отруби, повитуха. П.25-26 стр.211-223 23.12 13.01 П.26 стр.217223 12 20.01 Лист корректировки календарно - тематического планирования Предмет: КТНД Класс__8_________ Учитель__Хадалова Ш.Р. № уро ка Тема(ы) Количество часов план Факт 13 Причина корректировки Способ корректировки