КТНД 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКУ "Управление образования " МР "Кизлярский район"
МКОУ "Ефимовская ООШ"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
гуманитарного цикла

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

Исакова А.А.
Приказ
№
Попова Е.Ф.
от «30» 08 2023 г.
Протокол №1
от «29» 08 2023 г.

________________________ ________________________
Магомедова Р.Р
Протокол №1
от «28» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета Культура и традиции народов Дагестана»
для обучающихся 8 класса
с. Ефимовка 2023г.
1

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета »Культура традиции народов Дагестана» в 8 класса (предметная область КТНД»)на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(далее-ФГОСНОО),Федеральной
образовательной программы начального общего образования(далее-ФОПНОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету
»КТНД»(далее-ФРП »КТНД»),а также ориентирован на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания
Рабочая программа по КТНД для 8 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся»;
4. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №
1666»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №
1576);
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
7.Основной образовательной программы ООО МКОУ «Ефимовская основная общеобразовательная школа»;
8.Программы воспитания МКОУ «»Ефимовская ООШ» на 2021-2025 уч.год.
9.Учебного плана МКОУ «Ефимовская ООШ» на 2023-2024 учебный год;
10. Примерной авторской программы основного общего образования Х.Г. Магомедсалихов 8 класс/ Программы для
общеобразовательных учреждений КТНД 8 класс. Махачкала 2007г.
Цели предмета КТНД:
-приобщение школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Дагестан, к их
традициям, обычаям;
-формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку;
2

-укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей;
-духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания,
чувства сопричастности к героическому прошлому Дагестана, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об
исторически сложившихся системах этических норм и ценностей культуры;
- формирование устойчивого интереса к богатому право культурному наследию родного края;
- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся подвижников.
Задачи:
-создать условия для знакомства учащихся с историей народов Дагестан, их бытом, духовной и материальной культурой;
-формировать ценностное отношение учащихся к национальной культуре;
-учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
-способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
-воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у школьников;
-прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.
-актуализация знаний в области культурной традиции для современных школьников;
- развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;
-приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов культуры;
- формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм этики.
В планирование программного материала внесены дополнения в виде часов изучения краеведческого регионального материала.
Формы обучения: комбинированный, интегрированный урок, экскурсии, проведение праздников.
Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждение-размышление, слушание музыки, рассматривание иллюстраций,
рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на тему нравственного выбора и др. Создать условия для
знакомства учащихся с историей народов Дагестан, их бытом, духовной и материальной культурой;
Формировать ценностное отношение учащихся к национальной культуре;
Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у школьников;
Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.
Место предмета «КТНД» в базисном учебном плане

3

Согласно учебному плану для образовательных учреждений предусматривает обязательное изучение КТНД в 8 классе – 17 часов (из
расчета 1 час в неделю).

Раздел 1.Планируемые образовательные результаты освоения курса КТНД в 8 классе.
Личностные результаты из Стратегии развития в Российской Федерации период до 2025 г.

1. Гражданского воспитания
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных инравственных ценностях российского общества;

2. Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения
исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной истории , заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;

3. Духовно-нравственного воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполненииэкспериментов, создании
учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;

4. Эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию)
Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к
отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно- эстетического
4

вкуса.
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному,
художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
6.Трудового воспитания
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах
деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом
личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
7.Ценностей научного познания
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу
для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения
наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры,
в том числе навыковсамостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой,доступными техническими средствами информационных технологий;
интереса
к обучению
и познанию, любознательности,
готовности
испособности
к
самообразованию, исследовательской
деятельности,
косознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;

5

Мета предметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера- формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Предметные результаты
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, приёмами анализа художественных,
научно-познавательных и учебных текстов с использованием э литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- умение обобщать полученные знания и применять их на практике, в конкретной жизненной ситуации;
- умение заботиться и помогать другим людям

6

Раздел II.Содержание тем учебного предмета
Глава1.Общие сведения о народах Дагестана 2ч
Введение. Развитие мусульманской культуры в Дагестане.
Развитие мусульманской культуры в Дагестане.
Глава 2. Материальная культура и производственная деятельность народов Дагестана 5 ч
Морально-нравственный кодекс поведения у народов Дагестана. Культура мусульманского права.
Культура обычного права в традициях народов Дагестана. Правовые нормы и традиции обеспечения мира и согласия
Алимы и просветители Дагестана.
Глава 3. Традиционный общественный быт народов Дагестана 4 ч
Морально -нравственный кодекс поведения у народов Дагестана.
Культура мусульманского права.
Физическая культура в традиционном дагестанском обществе Физическая культура и спорт в современном Дагестане
Глава 4. Художественные традиции народов Дагестана. 2ч.
Физическая культура и спорт в современном Дагестане. Изобразительное искусство народов Дагестана. Театрально-сценическое искусство
Дагестана.
Средство массовой информации Дагестана. Издательское дело. Развитие народных художественных промыслов и ремесёл.
Современная дагестанская семья. Музыкальная культура народов Дагестана.
Танцевальный фольклор и хореографическое искусство народов Дагестана.
Культурные процессы в Дагестане в ХХ - начале ХХIв. Место религии в современной жизни. Борьба с религиозным экстремизмом.
Традиционная семья, семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев.
Театрально -сценическое искусство Дагестана. Музыкальная культура народов Дагестана.

7

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитанияс указанием количества часов, отводимых на изучение каждой
темы
Изучаемый раздел ,тема урока с учетом рабочей
программы воспитания

Модуль воспитательной
программы Школьный
урок

1

Общие сведения о народах Дагестана.

День единства народов
Дагестана

2

2

Материальная культура и производственная
деятельность народов Дагестана.

День Конституции
Республики Дагестан

5

День единства народов
Дагестана

4

Художественные традиции народов Дагестана.

День Конституции
Республики Дагестан

2

Традиционная семья, семейно-бытовая этика и культура
поведения дагестанцев.

День Конституции
Республики Дагестан

4

№
П/П

Традиционный общественный быт народов Дагестана.
3

4

5

Итого

Количество часов

17

8

Раздел III. Календарно тематическое планирование по КТНД 8 класс (17 часов в год) Х.Г. Магомедсалихов 9 класс/ КТНД 8 класс.
Махачкала 2007г.

№

Колво

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее
задание

Дата
По плану

часов

1.Общие сведения о народах Дагестана.
1

2

Введение. Вступительная беседа учителя о
содержании, целях и задачах предмета
Народонаселение современного Дагестана.

1

Общность происхождения и культурное единство
дагестанских народов.

1

Культура, обычай, социум
Диалект, рельеф, иудаизм,
каскад, православие , суннизм и
шиизм.
Археология, автохтоны,
антропология, лингвистика,
гумно, этнос, этикет.

П.1

2.09

стр.12-18

П.2

9.09

стр.19-23

II. Материальная культура и производственная деятельность народов Дагестана.
3

Культура земледельческого труда. Техника
земледелия. Культура скотоводства народов
Дагестана.

1

Амфитеатр, десятина, дефицит.
Лемех, морена, полба, рало,
фарфор, шорник, амулет,
аристократы, брынза, династия,
молозиво, свирель, стригаль,
товарищество, фольклор
9

П.3-5
стр.24-47

16.09

По факту

4

Контрольная работа

1

.

5

Сельскохозяйственный календарь народов
Дагестана. Торгово-экономические и культурные
взаимоотношения народов Дагестана.

1

Горизонт, летоисчисление,
равноденствие, солнцестояние,
турша, куниса, пеньковые
изделия.

Садоводство, виноградарство, охота, и
пчеловодство в Дагестане. Поселения и жилища.

1

Одежда народов Дагестана. Традиционная пища и
культура питания народов Дагестана

1

6

7

Пехлеван, пуд. Бойница,
булыжник, саман.
Аршин, Гипюр, сафьян,
деликатес, нукеры, саломята,
этика, этикет..

23.09
П.6-7

30.09

стр.48-64

П.8-9

7.10

стр.64-84
П.10-11

14.10

стр.84-101

III. Традиционный общественный быт народов Дагестана.
8

Социализация личности в семье и обществе.

1

Предписания, социализация,
аталык..

П.12 стр.102109

21.10

9

Традиции почитания старших в дагестанском
обществе. Обычай взаимопомощи у народов
Дагестана.

1

Галун, мораль, притча, чело,
хламида.

П.13-14

11.11

Традиции гостеприимства и куначества у
дагестанских народов.

1

10

стр. 110-121

Досуг, ремесло, репутация,
трапеза, окот, экспромтом
Абаз, бегаул, брага, напутствие,
уздень, хурджин.

Традиционная культура поведения и этикет

Имидж, отселок, чауш,
10

П.15-16
стр. 122-136

18.11

дагестанцев.
11

эквивалент

Отношение к женщине в семье и обществе.

Супряга, хутор.

1

П.17 стр.136143

25.11

П.18-19

2.12

IV.Художественные традиции народов Дагестана.
12

13

Художественная обработка камня и дерева.
Гончарное искусство в Дагестане.

1

Обработка шерсти у народов Дагестана.
Ковроделие. Художественная обработка металлов.
Ювелирное дело.

1

Архитектура, барельеф, вязь,
Долото, инкрустация, капитель,
орнамент, фасад. Ангоб,
гравировка, глазурь,
зооморфизм, логотип, лощение,
оберег, палитра.
Аппликация, войлок, голенище,
гамма, реликвия, индиго,
колорит, рододендрон.

стр.144-163

П.20-22

9.12

стр.154-193

Газыри, гравировка, насечка,
филигрань, ювелир.
V. Традиционная семья, семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев.
14

Семья и брак. Традиционная свадьба. Семейнобытовая этика и культура поведения дагестанцев.
Современная дагестанская семья.

1

Брак, джигитовка, калым, кебин,
магар, помолвка, прогресс,
ячейка.
Жест, мимика, цивилизация ,
эмоция.
11

П.23-24
стр.194-211

16.12

Похоронно-поминальные обычаи и обряды.
Дагестанские собственные имена и их
происхождение.

1

16

Контрольная работа.

1

17

Итоговое повторение.

1

15

Нагайка, циновка.
Отруби, повитуха.

П.25-26
стр.211-223

23.12

13.01

П.26 стр.217223

12

20.01

Лист корректировки календарно - тематического планирования
Предмет: КТНД
Класс__8_________
Учитель__Хадалова Ш.Р.
№
уро
ка

Тема(ы)

Количество часов
план

Факт

13

Причина корректировки

Способ корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».