Родная литература (русская)7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МК «Управление образования» МР «Кизлярский район»
МКОУ«Ефимовская ООШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родная русская литература »
для обучающихся 7 класса
с.Ефимовка , 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в
соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература», примерной рабочей программы под редакцией под ред. О. М. Александровой
изд. Просвещение, 2020, а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически
ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской
литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к
гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература
должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре
народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык
и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение
предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и
межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности,
отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса
родной русской литературы обусловлена:
 отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например,
русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
 более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным
историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы
как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская)
литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время,
отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы,
входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает
произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт

их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими
национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии
со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических
блока):
1. «Россия — родина моя»;
2. «Русские традиции»;
3. «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка
которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национальноспецифического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном
языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов строится на сочетании проблемно-тематического,
концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской
классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например, родные
просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с
национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале
показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени —
вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это
позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках
предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской
Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:


воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием,
чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;






формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю
историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к
его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и
ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
 приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России,

диалога культур всех народов Российской Федерации;
 осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических









ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии
национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской
литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других
народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных
высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских
предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из
различных источников, включая Интернет, и др.



Предметные результаты освоения программы по родной (русской) литературе к концу обучения в 7 классе:
выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять
фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа, осознавать
ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Сибирском крае и русском поле;

иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, русских
национальных традициях в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
иметь понятие о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины, о
загадках русской души, взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам, об уникальности русского языка и родной речи;
проводить смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку, создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос, под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств, самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения;
владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы с разными
источниками информации и основными способами её обработки и презентации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 85 часов. В 5-9
классах выделяется по 34 часа в год .

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Русские народные песни
Исторические и лирические песни (не менее двух). Например: «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» и
др.
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
Стихотворения (не менее двух). Например: И. З. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой «Моя душа летит
приветом…» и др.
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (одна глава по выбору, например «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле

Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле» и др.
Д. В. Григорович. «Пахарь» (не менее одной главы по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Пасха
Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С. Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху», А.
А. Фет «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» (не менее двух миниатюр по выбору).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (один фрагмент по выбору).
Стихотворения (не менее одного). Например: Р. И. Рождественский «О мастерах» и др.
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
На Первой мировой войне
Стихотворения (не менее двух). Например: С. М. Городецкий «Воздушный витязь», Н. С. Гумилёв «Наступление», «Война» и др.
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. И. Тютчев «Русской женщине», Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны…», Ю. В.
Друнина «И откуда вдруг берутся силы…», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия…» и др.
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (не менее двух глав по выбору, например, «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало
Стихотворения (не менее одного). Например: Вс. Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…» и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Виды, формы
контроля

1.

Преданья старины
глубокой. Исторические и
лирические русские песни.

2

0

0

Диагностическая
беседа, фронтальный
опрос, самоконтроль

2.

Преданья старины
глубокой. Фольклорные
сюжеты и мотивы в
русской литературе. А.
Пушкин. «Песни о Стеньке
Разине». И. Суриков, А.
Толстой.

2

0

0

Индивидуальный
опрос, практикум

3.

Города земли русской.
Сибирский край.
В. Распутин. «Сибирь,
Сибирь…» (глава
«Тобольск»). А.
Солженицын. «Колокол
Углича».

2

0

0

Комбинированный
опрос,
взаимоконтроль

4.

Родные просторы. Русское
поле в стихах и прозе. И.
Никитин, И. Гофф.
Д. Григорович. «Пахарь»

2

0

0

Практикум

(одна глава по выбору).
5.

Развитие речи. Сочинение
«Родная сторона в
произведениях русских
писателей».

2

0

Сочинение

6.

Праздники русского мира.
Пасха.
К. Бальмонт, А. Хомяков. А.
Чехов
«Казак».

2

0

0

Диагностическая
беседа, фронтальный
опрос, самоконтроль

7.

Тепло родного дома.
Русские мастера.
В. Солоухин. «Камешки на
ладони».

2

0

0

Индивидуальный
опрос, практикум

8.

Тепло родного дома. Ф.
Абрамов.
«Дом» (фрагмент по
выбору).

2

0

0

Фронтальный опрос,
тестирование

9.

Развитие речи. Сочинение
по стихотворению Р.
Рождественского «О
мастерах».

2

0

Сочинение

1

1

10. Не до ордена — была бы
Родина. На Первой мировой
войне. С. Городецкий, Н.
Гумилёв. М. Пришвин
«Голубая стрекоза».

2

0

0

Самоконтроль

11. Загадки русской души.
Долюшка женская. Ф.
Тютчев, Н. Некрасов, Ю.
Друнина, В. Тушнова.

2

0

0

Групповая
творческая работа,
внешний контроль

12. Загадки русской души. Ф.
Абрамов. «Золотые руки».

2

0

0

Индивидуальный
опрос

13. О ваших ровесниках. А.
Игнатова. «Джинн Сева».

2

0

0

Фронтальный опрос

14. О ваших ровесниках. Н.
Назаркин. «Изумрудная
рыбка» (две главы по
выбору).

2

0

0

Индивидуальный
опрос, практикум

15. Развитие речи. Сочинение
«Сила и красота людей
Севера».

2

0

Сочинение

16. Лишь слову жизнь дана.
Стихотворения русских
поэтов о родном языке. Вс.
Рождественский «В родной
поэзии совсем не
старовер…».

3

0

Взаимопроверка

17. Промежуточная аттестация.
Сочинение.

1

0

Итоговая аттестация

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0

1
4

0

Календарно-тематическое планирование русской ( родной) литературе 7 класс

№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
всего контрольн

практичес

Дата

ые работы

кие
работы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1

Преданья старины глубокой.
Исторические и лирические
русские песни.

1

0

0

7.09

2

Преданья старины глубокой.
Исторические и лирические
русские песни.

1

0

0

14.09

3

Преданья старины глубокой.
Фольклорные сюжеты и
мотивы в русской литературе.
А. Пушкин. «Песни о Стеньке
Разине». И. Суриков, А.
Толстой.

1

0

0

21.09

4

Преданья старины глубокой.
Фольклорные сюжеты и
мотивы в русской литературе.
А. Пушкин. «Песни о Стеньке
Разине». И. Суриков, А. Толстой

1

0

0

28.09

5

Города земли русской.
Сибирский край.
В. Распутин. «Сибирь,
Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. Солженицын. «Колокол
Углича».

1

0

0

5.10

6

Города земли русской.
Сибирский край.
В. Распутин. «Сибирь,
Сибирь…» (глава «Тобольск»).

1

0

0

12.10

План Факт

А. Солженицын. «Колокол
Углича».
7.

Родные просторы. Русское поле
в стихах и прозе. И. Никитин,
И. Гофф.
Д. Григорович. «Пахарь» (одна
глава по выбору).

1

0

0

19.10

8

Родные просторы. Русское поле
в стихах и прозе. И. Никитин,
И. Гофф.
Д. Григорович. «Пахарь» (одна
глава по выбору).

1

0

0

26.10

9.

Развитие речи. Сочинение
«Родная сторона в
произведениях русских
писателей».

2

1

0

9.11

10

Родные просторы. Русское поле
в стихах и прозе. И. Никитин,
И. Гофф.
Д. Григорович. «Пахарь» (одна
глава по выбору).

1

0

0

16.11

Итого по разделу

10

11.

Праздники русского мира.
Пасха. К. Бальмонт, А. Хомяков.
А. Чехов «Казак».

1

0

0

23.11

12

Праздники русского мира.
Пасха. К. Бальмонт, А. Хомяков.
А. Чехов «Казак».

1

0

0

30.11

13

Тепло родного дома. Русские
мастера.
В. Солоухин. «Камешки на
ладони».

1

0

0

7.12

14

Тепло родного дома. Русские
мастера.
В. Солоухин. «Камешки на
ладони».

1

0

0

14.12

15

Тепло родного дома. Ф.
Абрамов. «Дом» (фрагмент по
выбору).

1

0

0

21.12

16

Тепло родного дома. Ф.
Абрамов. «Дом» (фрагмент по
выбору).

1

0

0

28.12

17

Развитие речи. Сочинение по
стихотворению Р.
Рождественского «О
мастерах».

1

1

0

11.01

18

Развитие речи. Сочинение по
стихотворению Р.
Рождественского «О
мастерах».

1

0

0

18.01

Итого по разделу

8

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
19

Не до ордена — была бы
Родина. На Первой мировой
войне. С. Городецкий, Н.
Гумилёв. М. Пришвин «Голубая
стрекоза».

1

0

0

25.01

20

Не до ордена — была бы
Родина. На Первой мировой
войне. С. Городецкий, Н.
Гумилёв. М. Пришвин «Голубая
стрекоза».

21

Загадки русской души.
Долюшка женская. Ф. Тютчев,
Н. Некрасов, Ю. Друнина, В.
Тушнова.

1

1

0

0

1.02

0

0

8.02

22

Загадки русской души.
Долюшка женская. Ф. Тютчев,
Н. Некрасов, Ю. Друнина, В.
Тушнова.

1

0

0

15.02

23

Загадки русской души. Ф.
Абрамов. «Золотые руки».

1

0

0

22.02

24

Загадки русской души. Ф.
Абрамов. «Золотые руки».

1

0

0

29.02

25

О ваших ровесниках. А.
Игнатова. «Джинн Сева».

1

0

0

7.03

26

О ваших ровесниках. А.
Игнатова. «Джинн Сева».

1

0

0

14.03

267 О ваших ровесниках. Н.
Назаркин. «Изумрудная рыбка»
(две главы по выбору).

1

0

0

21.03

28

О ваших ровесниках. Н.
Назаркин. «Изумрудная рыбка»
(две главы по выбору).

1

0

0

4.04

29

Развитие речи. Сочинение
«Сила и красота людей Севера»

1

1

0

11.04

30

Развитие речи. Сочинение
«Сила и красота людей Севера

1

0

0

18.04

31

Лишь слову жизнь дана.
Стихотворения русских поэтов
о родном языке. Вс.
Рождественский «В родной
поэзии совсем не старовер…».

1

0

0

25.04

32

Лишь слову жизнь дана.
Стихотворения русских поэтов
о родном языке. Вс.
Рождественский «В родной
поэзии совсем не старовер…».

1

0

0

2.05

33

Лишь слову жизнь дана.
Стихотворения русских поэтов
о родном языке. Вс.
Рождественский «В родной
поэзии совсем не старовер…».

1

0

0

16.05

1

0

4

0

Итого по разделу

15

Раздел 4. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
34

Промежуточная аттестация.
Сочинение.

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
5 КЛАСС
Родная русская литература. Учебник 5 класс. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. – М.: Просвещение, 2021
7 КЛАСС
Родная русская литература. Учебник 7 класс. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. – М.: Просвещение, 2021
8 КЛАСС
Родная русская литература. Учебник 8 класс. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. – М.: Просвещение, 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерная рабочая программа основного общего образования. Родная литература для 5–9 классов образовательных организаций. –
М., 2021.
2. Родная русская литература. Учебники 5-9 класс. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. – М.: Просвещение, 2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
2. Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/
3. Портал культурного наследия https://www.culture.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Учебник
2. Компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».