Родной язык(русский) 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКУ "Управление образования "МР "Кизлярский район"
МКОУ "Ефимовская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3579398)
учебного предмета «Родной русский язык»
для обучающихся 9 класса

с.Ефимовка 2023

1

Пояснительная записка

2

Рабочая

программа

учебного предмета «Родной русский язык» на уровне

основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы

основного

образовательного

общего

стандарта

ФГОСНОО),Федеральной

образования

Федерального

основного

образовательной

общего
программы

государственного
образования(далее-

начального

общего

образования(далее-ФОПООО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Родной русский язык»,а также ориентирован на целевые приоритеты, сформулированные
в федеральной рабочей программе воспитания
Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 классов разработана на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся»;
4. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012
г. № 1666»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1576);
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1577).
7.Основной

образовательной

программы

ООО

МКОУ

«Ефимовская

основная

общеобразовательная школа»;
8.Программы воспитания МКОУ «»Ефимовская ООШ» на 2021-2025 уч.год.
9.Учебного плана МКОУ «Ефимовская ООШ» на 2023-2024 учебный год;
Планируемые результаты освоения программы по родному (русскому) языку на

3

уровне основного общего образования.
21.10.1. Изучение родного (русского) языка на уровне основного общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
21.10.2. Личностные результаты освоения программы по родному (русскому) языку
на
и

уровне

основного

общего

образования

достигаются

в

единстве

учебной

воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими

социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы по родному (русскому) языку для
основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и

правилах межличностных отношений

в поликультурном

и многоконфессиональном обществе, формируемое, в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к взаимопониманию и взаимопомощи;
активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
и

российской

многоконфессиональном

гражданской
обществе,

идентичности

понимание

роли

в

поликультурном
русского

языка

4

как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
проявление

интереса

к

познанию

русского

языка,

к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в
контексте учебного предмета «Родной (русский) язык»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к
науке,

искусству,

боевым

подвигам

и

трудовым

достижениям

народа,

в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
свобода

и

ответственность

личности

в

условиях

индивидуального

и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения;
осознание

важности

русского

языка

как

средства

коммуникации

и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

использованием

собственного

жизненного

и эмоционального благополучия:
осознание

ценности

жизни

с

и читательского опыта;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни

5

(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения
в Интернет-среде в процессе языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной

направленности,

способность

инициировать,

планировать

и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с

деятельностью

филологов,

журналистов,

писателей;

уважение

к

труду

и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения

задач

в

области

окружающей

среды,

планирования

поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное

неприятие

действий,

приносящих

вред

окружающей

среде,

6

в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка;
овладение

языковой

и

читательской

культурой,

навыками

чтения

как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики языкового образования;
установка

на

осмысление

опыта,

наблюдений,

поступков

и

стремление

совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил

общественного

поведения,

форм

социальной

жизни

в

группах

и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность

формулировать

идеи,

понятия,

гипотезы

об

объектах

и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь

7

природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения

и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить
позитивное в сложившейся ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
21.3. В

соответствии

с

ФГОС

ООО

родной

(русский)

язык

входит

в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для
изучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (русского) языка, – 238
часов: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов
(2 часа в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов
(2 часа в неделю), в 9 классе – 68 (2 часа в неделю).

8

Содержание программы по родному (русскому) языку соответствует ФГОС
ООО, опирается на содержание, представленное в предметной области «Русский язык и
литература», имеет преимущественно практико-ориентированный характер.
В программе по родному (русскому) языку выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» 22 ч. – представлено содержание, изучение
которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и культуры народа,
национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в общении, выявление общего и специфического в языках и
культурах русского народа и других народов Российской Федерации и мира, овладение
культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» 23 часа – ориентирован на формирование
у обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка
во всех сферах жизни, повышение речевой культуры, практическое овладение культурой
речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка в устной
и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты,
богатства и выразительности, понимание вариантов норм, развитие потребности
обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» 23 часа – представлено
содержание,

направленное

на

совершенствование

видов

речевой

деятельности

в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений
и навыков использования языка в жизненно важных для обучающихся ситуациях общения:
умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать стратегии коммуникации, понимать,
анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.

9

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема урока

Количество
часов, отводимых на
темы
Отражение в русском языке культуры и истории
2
русского народа
Ключевые слова русской культуры
4
Крылатые слова и выражения в русском языке
4
Развитие русского языка как закономерный процесс
2
Основные тенденции развития современного
2
русского языка
Заимствования в современном русском языке
4
Новые иноязычные заимствования в современном
4
русском языке
Словообразовательные неологизмы в современном
2
русском языке
Переосмысление значений слов в современном
2
русском
Стилистическая переоценка слов в современном
4
русском литературном языке
Проверочная работа № 1 (представление проектов,
2
результатов исследовательской работы)
Орфоэпические нормы современного русского
4
литературного языка
Лексические
нормы
современного
русского
6
литературного языка
Грамматические нормы современного русского
6
языка
Речевой этикет в деловом общении
4
Виды преобразования текстов
4
Правила сетевого этикета
4
Проверочная работа № 2 (представление проектов,
2
результатов исследовательской работы)
Русский язык в Интернете
4
Разговорная речь
2
Официально-деловой стиль. Деловое письмо.
2

10

№п.п.
1

2

3
4

5
6
7

8

Календарно-тематическое планирование родной русский язык 9 класс
Тема урока
КолДата проведения
во часов
План
Факт
Русский язык как
1
зеркало
национальной
культуры и истории народа.
Роль родного языка в жизни
человека
6.09
Примеры ключевых
1
слов (концептов) русской
культуры, их национальноисторическая значимость
7.09
Крылатые слова и
1
выражения в русском языке
13.09
Крылатые слова и
1
выражения (прецедентные
тексты) из произведений
художественной литературы,
кинофильмов,
песен,
рекламных текстов и т.п.
14.09
Развитие языка как
1
объективный процесс
20.09
Развитие языка как
1
объективный процесс
21.09
Общее представление
1
о внешних и внутренних
факторах
языковых
изменений, об активных
процессах в современном
русском языке (основные
тенденции,
отдельные
примеры).
27.09
Общее представление
1
о внешних и внутренних
факторах
языковых
изменений, об активных
процессах в современном
русском языке (основные
тенденции,
отдельные
примеры).
28.09

11

9

10

11

12
13

14

15

16

17

Стремительный рост
словарного состава языка,
«неологический бум»
Стремительный рост
словарного состава языка,
«неологический бум»
Р/Р.
Контрольный
тест по разделу «Язык и
культура»
Работа над ошибками
контрольного теста
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Активные
процессы
в
области произношения и
ударения
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Активные
процессы
в
области произношения и
ударения
Отражение
произносительных
вариантов в современных
орфоэпических
словарях.
Нарушение орфоэпической
нормы как художественный
приём.
Отражение
произносительных
вариантов в современных
орфоэпических
словарях.
Нарушение орфоэпической
нормы как художественный
приём.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Лексическая сочетаемость
слова и точность. Свободная
и несвободная лексическая
сочетаемость.
Типичные
ошибки‚
связанные
с
нарушением
лексической
сочетаемости.

1
4.10
1
5.10
1
11.10
1
12.10
1

18.10
1

1

19.10
1

25.10
1

26.10

12

18

19

20

21

22

23

24

Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Лексическая сочетаемость
слова и точность. Свободная
и несвободная лексическая
сочетаемость.
Типичные
ошибки‚
связанные
с
нарушением
лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность
и точность. Тавтология.
Плеоназм.
Типичные
ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
Речевая избыточность
и точность. Тавтология.
Плеоназм.
Типичные
ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
Современные
толковые
словари.
Отражение
вариантов
лексической
нормы
в
современных
словарях.
Словарные пометы.
Современные
толковые
словари.
Отражение
вариантов
лексической
нормы
в
современных
словарях.
Словарные пометы.
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Типичные грамматические
ошибки.
Управление.
Правильное
построение
словосочетаний по типу
управления.
Правильное
употребление предлогов.
Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка.
Типичные грамматические
ошибки. Управление.
Правильное построение
словосочетаний по типу

1

8.11
1

9.11
1

1

15.11
1

16.11
1

22.11
1

23.11

13

25

26

27

28

29

30

31

32
33

34

управления. Правильное
употребление предлогов.
Нормы употребления
причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с
косвенной речью. Типичные
ошибки
в
построении
сложных предложений.
Нормы употребления
причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с
косвенной речью. Типичные
ошибки
в
построении
сложных предложений.
Отражение вариантов
грамматической нормы в
современных
грамматических словарях и
справочниках.
Словарные
пометы.
Отражение вариантов
грамматической нормы в
современных
грамматических словарях и
справочниках.
Словарные
пометы.
Речевой этикет. Этика
и этикет в электронной среде
общения. Этикетное речевое
поведение
в
ситуациях
делового общения
Речевой этикет. Этика
и этикет в электронной среде
общения. Этикетное речевое
поведение
в
ситуациях
делового общения
Р/Р.
Контрольный
тест по разделу «Культура
речи»
Работа над ошибками
контрольного теста.
Виды
речевой
деятельности. Точность и
логичность
речи.
Выразительность, чистота и
богатство речи. Интонация и
жесты. Формы речи: монолог
и диалог.
Виды
речевой
деятельности. Точность и
логичность
речи.

1

1

29.11
1

30.11
1

6.12
1

7.12
1

13.12
1
14.12
1
20.12
1

21.12
1
27.12

14

35

36

37

38

39

40
41

42

43

Выразительность, чистота и
богатство речи. Интонация и
жесты. Формы речи: монолог
и диалог.
Эффективные приёмы
чтения.
Эффективные
приёмы
слушания.
Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый
этапы
работы. Основные методы,
способы
и
средства
получения,
переработки
информации.
Эффективные приёмы
чтения.
Эффективные
приёмы
слушания.
Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый
этапы
работы. Основные методы,
способы
и
средства
получения,
переработки
информации.
Традиции
русского
речевого
общения.
Коммуникативные стратегии
и тактики устного общения
Традиции
русского
речевого
общения.
Коммуникативные стратегии
и тактики устного общения
Русский
язык
в
Интернете.
Правила
информационной
безопасности при общении в
социальных сетях.
Орфографический и
пунктуационный практикум
Русский
язык
в
Интернете.
Правила
информационной
безопасности при общении в
социальных сетях.
Текст и его основные
признаки. Композиционные
формы
описания,
повествования, рассуждения.
Текст и его основные
признаки. Композиционные
формы
описания,
повествования, рассуждения.

1

28.12
1

1

10.01
1

11.01
1

17.01
1
18.01
1

24.01
1

25.01
1

31.01

15

44

45

46

47

48

49

50

51

Основные признаки
текста.
Виды
абзацев.
Заголовки текстов. Тексты
аргументативного
типа:
рассуждение,
доказательство, объяснение.
Основные признаки
текста.
Виды
абзацев.
Заголовки текстов. Тексты
аргументативного
типа:
рассуждение,
доказательство, объяснение.
Структура
аргументации:
тезис,
аргумент.
Способы
аргументации.
Правила
эффективной аргументации.
Причины
неэффективной
аргументации в учебнонаучном общении.
Структура
аргументации:
тезис,
аргумент.
Способы
аргументации.
Правила
эффективной аргументации.
Причины
неэффективной
аргументации в учебнонаучном общении.
Доказательство и его
структура.
Прямые
и
косвенные доказательства.
Способы
опровержения
доводов оппонента
Доказательство и его
структура.
Прямые
и
косвенные доказательства.
Способы
опровержения
доводов оппонента
Виды преобразования
текстов:
аннотация,
конспект.
Использование
графиков, диаграмм, схем
для
представления
информации.
Виды преобразования
текстов:
аннотация,
конспект.
Использование
графиков, диаграмм, схем
для
представления
информации.

1

1.02
1

7.02
1

8.02
1

14.02
1

15.02
1

21.02
1

22.02
1

28.02

16

52

53
54
55
56

57

58

59

60
61
62
63
64

65
66
67
68

Р/Р.
Контрольный
тест по разделу «Текст как
единица языка и речи»
Работа над ошибками
контрольного теста.
Разговорная речь.
Разговорная речь.
Официально-деловой
стиль. Деловое письмо, его
структурные элементы и
языковые особенности.
Официально-деловой
стиль. Деловое письмо, его
структурные элементы и
языковые особенности.
Учебно-научный
стиль. Доклад, сообщение.
Речь оппонента на защите
проекта.
Учебно-научный
стиль. Доклад, сообщение.
Речь оппонента на защите
проекта.
Публицистический
стиль.
Публицистический
стиль.
Язык художественной
литературы.
Язык художественной
литературы.
Р/Р.
Контрольный
тест по разделу «Речь.
Речевая деятельность. Текст»
Анализ контрольного
теста
Повторение
пройденного
Повторение
пройденного
Повторение
пройденного

1
29.02
1
1
1
1

6.03
7.03
13.03

14.03
1

20.03
1

21.03
1

3.04
1
4.04
1
10.04
1
11.04
1
17.04
1
18.04
1
24.04
1
25.04
1
8.05
1
10.05

17

Список учебно-методической литературы
1 Русский родной язык: 5-9 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций .О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др. — М.:
Просвещение, 2019
2 Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
URL:
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkijrodnoj yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
3 Русский родной язык. 5-9 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».