МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕФИМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Профсоюзный комитет Директор МКОУ «Ефимовская МКОУ «Ефимовская ООШ» ____________________/Исакова А.А./ Протокол № 1 от 30.08.2023 года «01» сентября 2023 г. ООШ» Должностная инструкция учителя начальных классов 1. Общие положения 1.1. Должность учителя начальных классов (далее – учитель) относится к категории педагогических работников. Настоящая Профессионального должностная стандарта: 01.001 инструкция «Педагог разработана (педагогическая с учетом деятельность требований в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); с учетом требований ФГОС начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем. 1.2. На должность учителя может быть принято лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. 1.3. На должность учителя не может быть назначено лицо: 2 – лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; – имеющее или имевшее судимость за преступления, составы и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; – признанное недееспособным в установленном законом порядке; – имеющее заболевание, предусмотренное установленным перечнем. 1.4. Учитель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной организации (далее – ОО). 1.5. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен знать: 1.5.1. преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке; 1.5.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; 1.5.3. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; 1.5.4. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; 1.5.5. пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; 1.5.6. основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; 1.5.7. рабочую программу и методику обучения по предмету; 1.5.8. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов 3 начального общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства; 1.5.9. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; 1.5.10. Конвенцию о правах ребенка; 1.5.11. трудовое законодательство. 1.6. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен знать: 1.6.1. педагогические закономерности организации образовательного процесса; 1.6.2. законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; 1.6.3. теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся; 1.6.4. закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально- психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; 1.6.5. основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; 1.6.6. основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей; 1.6.7. социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ. 1.7. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования учитель должен знать: 1.7.1. основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста; 1.7.2. федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ; 1.7.3. дидактические основы, образовательных технологий; используемые в учебно-воспитательном процессе 4 1.7.4. существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач, обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях; 1.7.5. особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования. 1.8. Для предметного обучения математике учитель должен знать: 1.8.1. основы математической теории и перспективные направления развития современной математики; 1.8.2. иметь представление о широком спектре приложений математики и знаниях доступных обучающимся математических элементов этих приложений; 1.8.3. теорию и методику преподавания математики; 1.8.4. специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении. 1.9. Для предметного обучения русскому языку учитель должен знать: 1.9.1. основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики; 1.9.2. иметь представление о широком спектре приложений лингвистики и знаний доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений; 1.9.3. теорию и методику преподавания русского языка; 1.9.4. контекстную языковую норму; 1.9.5. стандартное общерусское произношение и лексику, их отличия от местной языковой среды. 1.10. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен уметь: 1.10.1. владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.; 5 1.10.2. объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; 1.10.3. разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; 1.10.4. использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1.10.5. владеть ИКТ-компетентностями: – общепользовательской ИКТ-компетентностью; – общепедагогической ИКТ-компетентностью; – предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности); 1.10.6. организовывать исследовательскую, различные виды внеурочной художественно-продуктивную, деятельности: игровую, культурно-досуговую с учебноучетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. 1.11. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен уметь: 1.11.1. владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; 1.11.2. использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий; 1.11.3. осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ; 1.11.4. понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.); 6 1.11.5. составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого- педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; 1.11.6. разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; 1.11.7. владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; 1.11.8. оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; 1.11.9. формировать детско-взрослые сообщества. 1.12. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования учитель должен уметь: 1.12.1. реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы; 1.12.2. ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания; 1.12.3. во взаимодействии педагогическими с родителями работниками и (законными психологами представителями), проектировать и другими корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования. 1.13. Для предметного обучения математике учитель должен уметь: 1.13.1. совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся; 1.13.2. анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; 7 1.13.3. оказывать помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; 1.13.4. оказывать помощь обучающимся в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения; 1.13.5. формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; 1.13.6. поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи; 1.13.7. решать задачи элементарной математики соответствующего уровня образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады); 1.13.8. совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации; 1.13.9. совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом; 1.13.10. совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера); 1.13.11. организовывать исследования-эксперименты, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общих случаях; 1.13.12. проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и т. д.; 1.13.13. поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала; 8 1.13.14. владеть основными математическими компьютерными инструментами: 1.13.14.1. визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; 1.13.14.2. вычислений – численных и символьных; 1.13.14.3. обработки данных (статистики); 1.13.14.4. экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика); 1.13.15. квалифицированно набирать математический текст; 1.13.16. использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся; 1.13.17. обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в т. ч. дистанционных); 1.13.18. осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов; 1.13.19. обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения); 1.13.20. работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры. 1.14. Для предметного обучения русскому языку учитель должен уметь: 1.14.1. владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как неродному; 1.14.2. использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья; 1.14.3. вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы; 9 1.14.4. проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона; 1.14.5. проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся; 1.14.6. давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики; 1.14.7. поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека. 2. Должностные обязанности 2.1. Учитель обязан: 2.1.1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и настоящей должностной инструкцией. 2.1.2. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. 2.1.3. соблюдать трудовую дисциплину. 2.1.4. выполнять установленные нормы труда. 2.1.5. бережно относиться к имуществу работодателя (в т. ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников. 2.1.6. незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества). 2.1.7. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. 2.1.8. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. 2.1.9. уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и других участников образовательных отношений. 10 2.1.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. 2.1.11. применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания. 2.1.12. учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. 2.1.13. систематически повышать свой профессиональный уровень. 2.1.14. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. 2.1.15. проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. 2.1.16. проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. 2.1.17. соблюдать устав ОО, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение. 2.1.18. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики. 2.2. При реализации общепедагогической функции «обучение» учитель обязан: 2.2.1. разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; 2.2.2. осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; 2.2.3. участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; 11 2.2.4. планировать и проводить учебные занятия; 2.2.5. систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению; 2.2.6. организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; 2.2.7. формировать универсальные учебные действия; 2.2.8. формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями; 2.2.9. формировать мотивации к обучению; 2.2.10. давать объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. 2.3. При реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель обязан: 2.3.1. выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития; 2.3.2. оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, разрабатывать программы профилактики различных форм насилия в школе; 2.3.3. применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; 2.3.4. осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в т. ч. инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; 2.3.5. оказывать адресную помощь обучающимся; 2.3.6. взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико- педагогического консилиума; 2.3.7. участвовать совместно с другими специалистами в разработке и реализовывать индивидуальный учебный план; 12 2.3.8. осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу; 2.3.9. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 2.3.10. формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы поликультурного общения; 2.3.11. формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся. 2.4. При ведении педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования учитель обязан: 2.4.1. проектировать образовательный процесс на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной; 2.4.2. формировать у детей социальную позицию обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе; 2.4.3. формировать метапредметные компетенции, умение учиться и универсальные учебные действия до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования; 2.4.4. давать объективную оценку успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек; 2.4.5. организовывать учебный процесс с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника; 2.4.6. корректировать учебную деятельность исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей 13 младшего школьного возраста (в т. ч. в силу различий в возрасте, условий обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек; 2.4.7. проводить в 4-м классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятия по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе. 2.5. При предметном обучении математике учитель обязан: 2.5.1. формировать способности к логическому рассуждению и коммуникации, давать установку на использование этой способности, на ее ценность; 2.5.2. формировать способность к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовность к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств; 2.5.3. формировать конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики; 2.5.4. формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ); 2.5.5. формировать у обучающихся умение проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример; 2.5.6. формировать у обучающихся умение выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий; 2.5.7. формировать у обучающихся умение пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например, вычисления); 2.5.8. формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики; 2.5.9. формировать у обучающихся умение применять средства информационно- коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно; 2.5.10. формировать способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам; 14 2.5.11. сотрудничать с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и т. д.; 2.5.12. развивать инициативы обучающихся по использованию математики; 2.5.13. профессионально использовать элементы информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации; 2.5.14. использовать в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, оказывать помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов; 2.5.15. содействовать в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях; 2.5.16. формировать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности обучающихся к занятиям математикой, предоставлять им подходящие задания, вести кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них обучающихся; 2.5.17. предоставлять информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий; 2.5.18. консультировать обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики; 2.5.19. содействовать формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания; 2.5.20. выявлять совместно с обучающимися недостоверные и малоправдоподобные данные; 2.5.21. формировать позитивное отношение со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения; 2.5.22. формировать представления обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности; 15 2.5.23. вести диалог с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявлять сомнительные места, подтверждения правильности решения. 2.6. При предметном обучении русскому языку учитель обязан: 2.6.1. обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации; 2.6.2. осуществлять совместно с обучающимися поиск и обсуждение изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формировать у обучающихся «чувство меняющегося языка»; 2.6.3. использовать совместно с обучающимися источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»); 2.6.4. формировать культуру диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций; 2.6.5. организовывать публичные выступления обучающихся, поощрять их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернетконференции; 2.6.6. формировать установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате; 2.6.7. стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства; 2.6.8. обсуждать с обучающимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т. п.; 2.6.9. поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество обучающихся; 2.6.10. поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов; 16 2.6.11. моделировать виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.); 2.6.12. формировать у обучающихся умение применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка; 2.6.13. формировать у обучающихся культуру ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав. 2.7. При реализации основной образовательной программы начального общего образования учитель обеспечивает достижение требований к результатам обучающихся: 2.7.1. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. 2.7.2. Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. 2.7.3. Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. 2.7.3.1. При реализации образовательной программы по литературному чтению на родном языке учитель обеспечивает достижение требований к следующим предметным результатам обучающихся: а) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 17 б) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; в) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; г) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; д) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 2.7.3.2. При реализации образовательной программы по литературному чтению учитель обеспечивает достижение требований к следующим предметным результатам обучающихся: а) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; б) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; в) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; г) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными 18 приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; д) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 2.7.3.3. При реализации образовательной программы по математике учитель обеспечивает достижение требований к следующим предметным результатам обучающихся: а) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; б) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; в) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач; г) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; д) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. 2.7.3.4. При реализации образовательной программы по окружающему миру учитель обеспечивает достижение требований к следующим предметным результатам обучающихся: а) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; б) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; в) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; природы и людей, норм 19 г) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); д) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 2.7.3.5. При реализации обеспечивает образовательной достижение требований программы к по следующим родному языку учитель предметным результатам обучающихся: а) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; б) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; в) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; г) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; д) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2.7.3.6. При реализации образовательной программы по русскому языку учитель обеспечивает достижение требований к следующим предметным результатам обучающихся: а) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 20 б) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; в) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; г) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; д) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2.8. В рамках выполнения другой педагогической работы учитель обязан: 2.8.1. самостоятельно готовиться к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; 2.8.2. участвовать в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей); 2.8.3. изучать индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся; 2.8.4. вести журнал и дневники обучающихся в электронной (либо в бумажной форме); 2.8.5. оказывать методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (иным законным представителям) обучающихся; 2.8.6. выполнять обязанности, связанные с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний; 2.8.7. выполнять дополнительную индивидуальную и (или) групповую работу с обучающимися, участвовать в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательной программы в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности; 2.8.8. выполнять дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка 21 письменных работ, заведование кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебноопытными участками, руководство методическими объединениями, другими видами работ, предусмотренными трудовым договором); 2.8.9. участвовать в периодических кратковременных дежурствах в организации в период осуществления образовательного процесса, которые организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдением за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи. 2.9. Учитель, в случае поручения ему работы по классному руководству, обязан: 2.9.1. осуществлять деятельность по классному руководству на основе устава ОО, иных локальных нормативных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОО, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений; 2.9.2. создавать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе; 2.9.3. способствовать формированию и развитию коллектива класса; 2.9.4. создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 2.9.5. способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся; 2.9.6. организовывать системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 2.9.7. защищать права и интересы обучающихся; 2.9.8. организовывать системную работу с обучающимися в классе; 2.9.9. гуманизировать отношения между обучающимися, между обучающимися педагогическими работниками; 2.9.10. формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры; и 22 2.9.11. организовывать социально значимую творческую деятельность обучающихся; 2.9.12. обеспечивать связи ОО с семьей; 2.9.13. устанавливать контакты с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказывать им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); 2.9.14. проводить консультации, беседы с родителями (иными законными представителями) обучающихся; 2.9.15. взаимодействовать с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом ОО; 2.9.16. организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности коллектива ОО; 2.9.17. организовывать воспитательную работу с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; 2.9.18. стимулировать и учитывать разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; 2.9.19. взаимодействовать с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; 2.9.20. вести документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя); 2.9.21. регулировать межличностные отношения между обучающимися; 2.9.22. устанавливать взаимодействие между педагогическими работниками и обучающимися; 2.9.23. содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; 2.9.24. оказывать помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств; 2.9.25. изучать индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; 2.9.26. определять состояние и перспективы развития коллектива класса; 2.9.27. контролировать успеваемость каждого обучающегося; 2.9.28. контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися; 23 2.9.29. использовать при осуществлении классного руководства различные формы работы (индивидуальные, групповые, коллективные); 2.9.30. учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия; 2.9.31. обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе. 2.10. В случае поручения обязанностей по заведованию кабинетом учитель обязан: 2.10.1. осуществлять деятельность по заведованию кабинетом с учетом действующего законодательства и внутренней документации ОО, регулирующей такую деятельность; 2.10.2. принимать меры, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в помещении закрепленного кабинета; 2.10.3. устранять самостоятельно возникающие нарушения санитарно-эпидемиологических и других требований, а при невозможности устранения своевременно докладывать о выявлении нарушения руководителю ОО; 2.10.4. способствовать развитию материально-технической базы кабинета (при ее наличии), в том числе посредством инициирования предложений об ее улучшении; 2.10.5. обеспечивать надлежащий контроль за использованием имущества, находящегося в закрепленном кабинете; 2.10.6. вести необходимую документацию, связанную с выполнением возложенных обязанностей. 2.11. В случае поручения обязанностей по проверке письменных работ учитель: 2.11.1. осуществляет проверку письменных работ в установленном порядке; 2.11.2. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в рамках реализации рабочей программы; 2.11.3. маркирует в проверяемых работах выявленные ошибки и недочеты; 2.11.4. в случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, ведет учет образовательных результатов; 24 2.11.5. в случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, документирует полученные результаты. 2.12. При поручении обязанностей по развитию одаренности обучающихся учитель обязан: 2.12.1. осуществлять педагогическое сопровождение одаренных детей в соответствии с локальным нормативным актом ОО; 2.12.2. осуществлять мониторинг возможностей и способностей обучающихся; 2.12.3. участвовать в выявлении обучающихся, проявивших выдающиеся способности; 2.12.4. участвовать в построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных обучающихся; 2.12.5. оказывать консультационную, методическую, информационную помощь родителям (иным законным представителям) одаренных обучающихся; 2.12.6. корректировать программы и тематические планы для работы с одаренными обучающимися, включать задания повышенной сложности, творческого, научно- исследовательского уровней; 2.12.7. осуществлять подготовку обучающихся к мероприятиям, связанным с проявлением одаренности; 2.12.8. сопровождать обучающихся на мероприятия связанные с проявлением одаренности. 3. Права 3.1. Учитель имеет право на: 3.1.1. заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами; 3.1.2. предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; 3.1.3. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; 3.1.4. отдых, обеспечиваемый предоставлением установлением еженедельных оплачиваемых ежегодных отпусков; выходных сокращенного дней, нерабочих рабочего времени, праздничных дней, 25 3.1.5. подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, в том числе дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; 3.1.6. объединение, включая право на создание профессиональных организаций (профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 3.1.7. участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах; 3.1.8. ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; 3.1.9. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; 3.1.10. разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами; 3.1.11. возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами; 3.1.12. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. 3.2. Учитель имеет право на обеспечение защиты персональных данных, хранящихся у работодателя в том числе на: 3.2.1. полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных; 3.2.2. свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 3.2.3. определение своих представителей для защиты своих персональных данных; 26 3.2.4. доступ к медицинской документации, отражающей состояние его здоровья, с помощью медицинского работника по его выбору; 3.2.5. требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового Кодекса РФ или иного федерального закона; 3.2.6. подачу в письменной форме заявления с соответствующим обоснованием работодателю о своем несогласии в случае отказа работодателя от исключения или исправления персональных данных; 3.2.7. дополнение собственной точкой зрения персональных данных оценочного характера; 3.2.8. требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях; 3.2.9. обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных. 3.3. Учитель имеет право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. 3.4. Учитель имеет право на гарантии и компенсации в случае совмещения работы с получением образования или в случае допуска к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 3.5. Учитель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе право на: 3.5.1. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; 3.5.2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; 3.5.3. получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о 27 специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; 3.5.4. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; 3.5.5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; 3.5.6. обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; 3.5.7. дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; 3.5.8. запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; 3.5.9. обращение в органы государственной государственной власти субъектов самоуправления, к работодателю, власти Российской в Российской Федерации объединения Федерации, и органы работодателей, а органы местного также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; 3.5.10. личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; 3.5.11. внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра; 28 3.5.12. гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 3.6. Учитель имеет право в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. 3.7. Учитель имеет право на обращение в комиссию по трудовым спорам и рассмотрение его заявления в десятидневный срок со дня его подачи. 3.8. Учитель имеет право на забастовку в порядке, предусмотренном законодательством. 3.9. Учитель имеет право на: 3.9.1. свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; 3.9.2. свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3.9.3. творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; 3.9.4. выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 3.9.5. участие в разработке образовательных программ и их компонентов; 3.9.6. осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; 3.9.7. бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами ОО, к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной 29 деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности; 3.9.8. бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами ОО, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами ОО; 3.9.9. участие в управлении ОО, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом ОО; 3.9.10. участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ОО, в том числе через органы управления и общественные организации; 3.9.11. обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 3.9.12. защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. 3.10. Учитель имеет право на: 3.10.1. сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; 3.10.2. ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; 3.10.3. длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 3.10.4. досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 3.10.5. иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами регионального уровня. 4. Ответственность Учитель, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подвергнут следующим видам ответственности: 30 4.1. дисциплинарной; 4.2. материальной; 4.3. административной; 4.4. гражданско-правовой; 4.5. уголовной. С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте. «___»_____20___г. _____________ /_______________________/