Должностные_инструкции_учителя_русского_языка_и_литературы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕФИМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Профсоюзный комитет

Директор МКОУ «Ефимовская

МКОУ «Ефимовская ООШ»

____________________/Исакова А.А./

Протокол № 1 от 30.08.2023 года

«01» сентября 2023 г.

ООШ»

Должностная инструкция учителя русского языка и литературы
1. Общие положения
1.1. Должность учителя русского языка и литературы (далее – учитель) относится к категории
педагогических работников. Настоящая должностная инструкция разработана с учетом требований
Профессионального

стандарта:

01.001

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)» с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года; на основании ФЗ №273 от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); с учетом
требований ФГОС основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства
просвещения РФ от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»; в соответствии с Трудовым кодексом
РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и
работодателем.
1.2. На должность учителя может быть принято лицо, имеющее высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и
педагогические науки» или в области соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной организации.
1.3. На должность учителя не может быть назначено лицо:

2
– лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда;
– имеющее или имевшее судимость за преступления, составы и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации;
– признанное недееспособным в установленном законом порядке;
– имеющее заболевание, предусмотренное установленным перечнем.
1.4. Учитель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной организации
(далее – ОО).
1.5. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен знать:
1.5.1. преподаваемый

предмет

в

пределах требований

федеральных государственных

образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и
места в мировой культуре и науке;
1.5.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
1.5.3. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их
возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
1.5.4. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях;
1.5.5. пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
1.5.6. основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и
приемы современных педагогических технологий;
1.5.7. рабочую программу и методику обучения по предмету;
1.5.8. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную
деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов

3
основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка,
трудового законодательства;
1.5.9. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
1.5.10. Конвенцию о правах ребенка;
1.5.11. трудовое законодательство.
1.6. Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен знать:
1.6.1. основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования;
1.6.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и
общества;
1.6.3. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях;
1.6.4. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их
возможные девиации, приемы их диагностики;
1.6.5. научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах
оценки;
1.6.6. основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических технологий;
1.6.7. нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие
организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций).
1.7. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен знать:
1.7.1. педагогические закономерности организации образовательного процесса;
1.7.2. законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития;

4
1.7.3. теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся;
1.7.4. закономерности

формирования

детско-взрослых

сообществ,

их

социально-

психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых
сообществ;
1.7.5. основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с
родительской общественностью;
1.7.6. основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
1.7.7. социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых
сообществ.
1.8. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего
образования учитель должен знать:
1.8.1. основы

общетеоретических

дисциплин

в

объеме,

необходимом

для

решения

педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика,
психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета);
1.8.2. программы и учебники по преподаваемому предмету;
1.8.3. теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и
воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебного кабинета и
подсобного помещения к нему, средствам обучения и их дидактические возможности;
1.8.4. современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
1.8.5. методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;
1.8.6. основы экологии, экономики, социологии;
1.8.7. правила внутреннего распорядка;
1.8.8. правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.
1.9. Для предметного обучения русскому языку учитель должен знать:
1.9.1. основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной
лингвистики;

5
1.9.2. иметь представление о широком спектре приложений лингвистики и знаний доступных
обучающимся лингвистических элементов этих приложений;
1.9.3. теорию и методику преподавания русского языка;
1.9.4. контекстную языковую норму;
1.9.5. стандартное общерусское произношение и лексику, их отличия от местной языковой
среды.
1.10. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен уметь:
1.10.1. владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных
занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.;
1.10.2. объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов
контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
1.10.3. разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и
виртуальной среде;
1.10.4. использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для
которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
1.10.5. владеть ИКТ-компетентностями:
– общепользовательской ИКТ-компетентностью;
– общепедагогической ИКТ-компетентностью;
– предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности);
1.10.6. организовывать
исследовательскую,

различные

виды

внеурочной

художественно-продуктивную,

деятельности:

игровую,

культурно-досуговую

с

учебноучетом

возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного
своеобразия региона.

6
1.11. Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен уметь:
1.11.1. строить

воспитательную

деятельность

с учетом

культурных различий

детей,

половозрастных и индивидуальных особенностей;
1.11.2. общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
1.11.3. создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детсковзрослые

общности

обучающихся,

их

родителей

(законных

представителей)

и

педагогических работников;
1.11.4. управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
1.11.5. анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском
коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
1.11.6. защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях;
1.11.7. находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися;
1.11.8. владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п.;
1.11.9. сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в
решении воспитательных задач.
1.12. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен уметь:
1.12.1. владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне
зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья;
1.12.2. использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий;
1.12.3. осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
1.12.4. понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.);

7
1.12.5. составлять

(совместно

с

психологом

и

другими

специалистами)

психолого-

педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
1.12.6. разрабатывать

и

реализовывать

индивидуальные

образовательные

маршруты,

индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные
программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
1.12.7. владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик
и возрастных особенностей обучающихся;
1.12.8. оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете
предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с
психологом) мониторинг личностных характеристик;
1.12.9. формировать детско-взрослые сообщества.
1.13. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего
образования учитель должен уметь:
1.13.1. применять современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы;
1.13.2. проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и
психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий и методик обучения;
1.13.3. планировать

и

осуществлять

учебный

процесс

в

соответствии

с

основной

общеобразовательной программой;
1.13.4. разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных
общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;
1.13.5. организовать

самостоятельную

деятельность

обучающихся,

в

том

числе

исследовательскую;
1.13.6. разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по
предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события
современности;
1.13.7. осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;

8
1.13.8. использовать

современные

способы

оценивания

в

условиях

информационно-

коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в т. ч.
электронного журнала и дневников обучающихся);
1.13.9. использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе
по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего
общего образования;
1.13.10. владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
1.13.11. владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
1.13.12. устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными
представителями), другими педагогическими и иными работниками;
1.13.13. владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения.
1.14. Для предметного обучения русскому языку учитель должен уметь:
1.14.1. владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как неродному;
1.14.2. использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья;
1.14.3. вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по
формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой
нормы;
1.14.4. проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим
культурно-исторические особенности развития региона;
1.14.5. проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся;
1.14.6. давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни:
интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики;
1.14.7. поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в
коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.

9
2. Должностные обязанности
2.1. Учитель обязан:
2.1.1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым
договором и настоящей должностной инструкцией.
2.1.2. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
2.1.3. соблюдать трудовую дисциплину.
2.1.4. выполнять установленные нормы труда.
2.1.5. бережно относиться к имуществу работодателя (в т. ч. к имуществу третьих лиц,
находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность
этого имущества) и других работников.
2.1.6. незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о
возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности
имущества работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если
работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
2.1.7. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в
полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля)
в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.1.8. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики.
2.1.9. уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и других участников
образовательных отношений.
2.1.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни
в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и
безопасного образа жизни.
2.1.11. применять

педагогически

обоснованные и

образования формы, методы обучения и воспитания.

обеспечивающие высокое

качество

10
2.1.12. учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами
с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с
медицинскими организациями.
2.1.13. систематически повышать свой профессиональный уровень.
2.1.14. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном
законодательством об образовании.
2.1.15. проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные
медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.1.16. проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение
и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.1.17. соблюдать устав ОО, положение о специализированном структурном образовательном
подразделении организации, осуществляющей обучение.
2.1.18. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной
этики.
2.2. При реализации общепедагогической функции «обучение» учитель обязан:
2.2.1. разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы;
2.2.2. осуществлять

профессиональную

деятельность

в

соответствии

с

требованиями

федеральных государственных образовательных стандартов;
2.2.3. участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации
в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
2.2.4. планировать и проводить учебные занятия;
2.2.5. систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению;
2.2.6. организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и
итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
2.2.7. формировать универсальные учебные действия;

11
2.2.8. формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями;
2.2.9. формировать мотивации к обучению;
2.2.10. давать объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
2.3. При реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель обязан:
2.3.1. регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной
среды;
2.3.2. реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной
работы, используя их как на занятиях, так и во внеурочной деятельности;
2.3.3. осуществлять

постановку

воспитательных

целей,

способствующих

развитию

обучающихся независимо от их способностей и характера;
2.3.4. определять и принимать четкие правила поведения обучающихся в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной
организации;
2.3.5. проектировать и реализовывать воспитательные программы;
2.3.6. реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка
(учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
2.3.7. проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
2.3.8. оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов
самоуправления;
2.3.9. создавать, поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной
организации;
2.3.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни
в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и
безопасного образа жизни;
2.3.11. формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;

12
2.3.12. использовать

конструктивные

воспитательные

усилия

родителей

(законных

представителей) обучающихся, оказывать помощь семье в решении вопросов воспитания
ребенка.
2.4. При реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель обязан:
2.4.1. выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся,
связанные с особенностями их развития;
2.4.2. оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную
образовательную среду, разрабатывать программы профилактики различных форм насилия
в школе;
2.4.3. применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и
динамики развития ребенка;
2.4.4. осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в т. ч. инклюзивные),
необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты,
дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
2.4.5. оказывать адресную помощь обучающимся;
2.4.6. взаимодействовать

с

другими

специалистами

в

рамках

психолого-медико-

педагогического консилиума;
2.4.7. участвовать совместно с другими специалистами в разработке и реализовывать
индивидуальный учебный план;
2.4.8. осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие
проводить коррекционно-развивающую работу;
2.4.9. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способности к труду и жизни
в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и
безопасного образа жизни;

13
2.4.10. формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий,
образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной
реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы
поликультурного общения;
2.4.11. формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.
2.5. При ведении педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего
образования учитель обязан:
2.5.1. формировать общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей картине
мира;
2.5.2. определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том
или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития;
2.5.3. определять совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями),
другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог,
методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разрабатывать и реализовывать (при
необходимости) индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу
развития обучающихся;
2.5.4. планировать специализированный образовательный процесс для группы, класса и (или)
отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и (или) особыми
образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных
разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать
планирование;
2.5.5. применять специальные языковые программы (в т. ч. русского как иностранного),
программы повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
2.5.6. совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации, инструменты
перевода, произношения;
2.5.7. организовывать олимпиады, конференции, турниры, математические и лингвистические
игры в школе и т. д.
2.6. При предметном обучении русскому языку учитель обязан:

14
2.6.1. обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация,
трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для
анализирующего информации;
2.6.2. осуществлять совместно с обучающимися поиск и обсуждение изменений в языковой
реальности и реакции на них социума, формировать у обучающихся «чувство меняющегося
языка»;
2.6.3. использовать совместно с обучающимися источники языковой информации для решения
практических или познавательных задач, в частности этимологической информации,
подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового»
подхода («народной лингвистики»);
2.6.4. формировать культуру диалога через организацию устных и письменных дискуссий по
проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций;
2.6.5. организовывать публичные выступления обучающихся, поощрять их участие в дебатах на
школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернетконференции;
2.6.6. формировать установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком
контексте, в том числе в гипермедиаформате;
2.6.7. стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке,
событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые
языковые и изобразительные средства;
2.6.8. обсуждать с обучающимися образцы лучших произведений художественной и научной
прозы, журналистики, рекламы и т. п.;
2.6.9. поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество обучающихся;
2.6.10. поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать создание
ими анимационных и других видеопродуктов;
2.6.11. моделировать

виды

профессиональной

деятельности,

где

коммуникативная

компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки
или видеофильма и т. д.);

15
2.6.12. формировать у обучающихся умение применения в практике устной и письменной речи
норм современного литературного русского языка;
2.6.13. формировать у обучающихся культуру ссылок на источники опубликования,
цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав.
2.7. При реализации основной образовательной программы основного общего образования учитель
обеспечивает достижение требований к результатам обучающихся:
2.7.1. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению,

сформированность их мотивации к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме.
2.7.2. Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории.
2.7.3. Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
2.7.3.1. При реализации образовательной программы по литературе учитель обеспечивает
достижение требований к следующим предметным результатам обучающихся:
а) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

16
б) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни;
в) обеспечение культурной

самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических

возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и
мировой культуры;
г) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;
д) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
е) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
2.7.3.2. При реализации образовательной программы по русскому языку учитель
обеспечивает

достижение

требований

к

следующим

предметным

результатам

обучающихся:
а) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и
аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной
коммуникации):
– создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и
полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
– развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и
содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную
мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

17
– овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
– понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых
типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка,
осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной
форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности,
последовательности изложения;
– умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности,
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать
собственную

и

чужую

речь

с

точки

зрения

точного,

уместного

и

выразительного

словоупотребления;
– выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
– умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и
сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план
(включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
б) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности в процессе образования и самообразования:
– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для
выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского
литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и
развитие;
в) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
– распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и
синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола,
олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы)
в речи;
– уместное использование фразеологических оборотов в речи;

18
– корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
– использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
г) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
– идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по
значению и основным грамматическим признакам;
– распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных
разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
– распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
– распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков
частиц;
– распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей
междометий;
д) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
– проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов
анализа

структуры

слова),

лексического,

морфологического

анализа

слова,

анализа

словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
– проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли
самостоятельных частей речи в предложении;
– анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную
мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы
текста;
– определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
– определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической
окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
– деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного
анализа слова;

19
–

умение

различать

словообразовательные

и

формообразующие

морфемы,

способы

словообразования;
–

проведение

морфологического

разбора самостоятельных и

служебных частей

речи;

характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных
частей речи, определение их синтаксической функции;
– опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
– умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого
слова в словосочетании, определение его вида;
– определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
– определение грамматической основы предложения;
–

распознавание

распространенных

и

нераспространенных

предложений,

предложений

осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
– распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения,
обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
– опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с
различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного
предложения;
– определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к
функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и
соблюдения норм их построения;
– определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений
в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
е) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в
речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии
с ситуацией и стилем общения:
– умение использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении задач построения
устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск
на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования
информационных запросов;

20
– пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для
определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе
однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей
употребления;
– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного
написания и произношения слова;
– использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей
употребления фразеологизмов;
– использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и
словообразовательного анализа слов;
– использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
ж) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого
этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
– поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
– освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
– применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном
предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
– соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка,
определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
– выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом
значения, смыслового различия, стилистической окраски;
– нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных,
глаголов;

21
– соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении
несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с
деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголовсказуемых в связном тексте.
2.8. В рамках выполнения другой педагогической работы учитель обязан:
2.8.1. самостоятельно

готовиться

к

осуществлению

образовательной

деятельности

и

выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации
образовательной деятельности;
2.8.2. участвовать в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей);
2.8.3. изучать индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся;
2.8.4. вести журнал и дневники обучающихся в электронной (либо в бумажной форме);
2.8.5. оказывать методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (иным
законным представителям) обучающихся;
2.8.6. выполнять обязанности, связанные с участием в работе педагогических советов,
методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
2.8.7. выполнять дополнительную индивидуальную и (или) групповую работу с обучающимися,
участвовать в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в
целях реализации образовательной программы в организации, включая участие в концертной
деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах,
экскурсиях, других формах учебной деятельности;
2.8.8. выполнять дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной
деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка
письменных работ, заведование кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебноопытными участками, руководство методическими объединениями, другими видами работ,
предусмотренными трудовым договором);
2.8.9. участвовать в периодических кратковременных дежурствах в организации в период
осуществления образовательного процесса, которые организуются в целях подготовки к
проведению занятий, наблюдением за выполнением режима дня обучающимися,
обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время

22
перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени
активности, приема ими пищи.
2.9. Учитель, в случае поручения ему работы по классному руководству, обязан:
2.9.1. осуществлять деятельность по классному руководству на основе устава ОО, иных
локальных нормативных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к
обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОО,
и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений;
2.9.2. создавать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе;
2.9.3. способствовать формированию и развитию коллектива класса;
2.9.4. создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
2.9.5. способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся;
2.9.6. организовывать системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
2.9.7. защищать права и интересы обучающихся;
2.9.8. организовывать системную работу с обучающимися в классе;
2.9.9. гуманизировать

отношения

между

обучающимися,

между

обучающимися

и

педагогическими работниками;
2.9.10. формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;
2.9.11. организовывать социально значимую творческую деятельность обучающихся;
2.9.12. обеспечивать связи ОО с семьей;
2.9.13. устанавливать

контакты

с

родителями

(иными

законными

представителями)

обучающихся, оказывать им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога,
социального педагога, педагога дополнительного образования);

23
2.9.14. проводить консультации, беседы с родителями (иными законными представителями)
обучающихся;
2.9.15. взаимодействовать с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным
персоналом ОО;
2.9.16. организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности коллектива ОО;
2.9.17. организовывать воспитательную работу с обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
2.9.18. стимулировать и учитывать разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в
системе дополнительного образования детей;
2.9.19. взаимодействовать с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
2.9.20. вести документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы
классного руководителя);
2.9.21. регулировать межличностные отношения между обучающимися;
2.9.22. устанавливать взаимодействие между педагогическими работниками и обучающимися;
2.9.23. содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
2.9.24. оказывать помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств;
2.9.25. изучать индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;
2.9.26. определять состояние и перспективы развития коллектива класса;
2.9.27. контролировать успеваемость каждого обучающегося;
2.9.28. контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;
2.9.29. использовать при осуществлении классного руководства различные формы работы
(индивидуальные, групповые, коллективные);
2.9.30. учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и
потребности обучающихся, внешние условия;

24
2.9.31. обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой
деятельности обучающихся в классе.
2.10. В случае поручения обязанностей по заведованию кабинетом учитель обязан:
2.10.1. осуществлять деятельность по заведованию кабинетом с учетом действующего
законодательства и внутренней документации ОО, регулирующей такую деятельность;
2.10.2. принимать

меры,

направленные на соблюдение

санитарно-эпидемиологических

требований в помещении закрепленного кабинета;
2.10.3. устранять самостоятельно возникающие нарушения санитарно-эпидемиологических и
других требований, а при невозможности устранения своевременно докладывать о
выявлении нарушения руководителю ОО;
2.10.4. способствовать развитию материально-технической базы кабинета (при ее наличии), в
том числе посредством инициирования предложений об ее улучшении;
2.10.5. обеспечивать надлежащий контроль за использованием имущества, находящегося в
закрепленном кабинете;
2.10.6. вести

необходимую

документацию,

связанную

с

выполнением

возложенных

обязанностей.
2.11. В случае поручения обязанностей по проверке письменных работ учитель:
2.11.1. осуществляет проверку письменных работ в установленном порядке;
2.11.2. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в рамках реализации рабочей
программы;
2.11.3. маркирует в проверяемых работах выявленные ошибки и недочеты;
2.11.4. в случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, ведет учет
образовательных результатов;
2.11.5. в случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, документирует
полученные результаты.
2.12. При поручении обязанностей по развитию одаренности обучающихся учитель обязан:

25
2.12.1. осуществлять педагогическое сопровождение одаренных детей в соответствии с
локальным нормативным актом ОО;
2.12.2. осуществлять мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
2.12.3. участвовать в выявлении обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
2.12.4. участвовать в построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных
обучающихся;
2.12.5. оказывать консультационную, методическую, информационную помощь родителям
(иным законным представителям) одаренных обучающихся;
2.12.6. корректировать программы и тематические планы для работы с одаренными
обучающимися,

включать

задания

повышенной

сложности,

творческого,

научно-

исследовательского уровней;
2.12.7. осуществлять подготовку обучающихся к мероприятиям, связанным с проявлением
одаренности;
2.12.8. сопровождать обучающихся на мероприятия связанные с проявлением одаренности.

3. Права
3.1. Учитель имеет право на:
3.1.1. заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях,
которые установлены Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами;
3.1.2. предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
3.1.3. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей
квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
3.1.4. отдых,

обеспечиваемый

предоставлением

установлением

еженедельных

выходных

сокращенного
дней,

нерабочих

рабочего

времени,

праздничных

дней,

оплачиваемых ежегодных отпусков;
3.1.5. подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном
Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, в том числе дополнительное
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один
раз в три года;

26
3.1.6. объединение,

включая

право

на

создание

профессиональных

организаций

(профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и
законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством
Российской Федерации;
3.1.7. участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, иными
федеральными законами и коллективным договором формах;
3.1.8. ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений
через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора,
соглашений;
3.1.9. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными
законом способами;
3.1.10. разрешение

индивидуальных

и

коллективных

трудовых

споров

в

порядке,

установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами;
3.1.11. возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и
компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными
федеральными законами;
3.1.12. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными
законами.
3.2. Учитель имеет право на обеспечение защиты персональных данных, хранящихся у работодателя в
том числе на:
3.2.1. полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных;
3.2.2. свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на
получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за
исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
3.2.3. определение своих представителей для защиты своих персональных данных;
3.2.4. доступ к медицинской документации, отражающей состояние его здоровья, с помощью
медицинского работника по его выбору;

27
3.2.5. требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных
данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового Кодекса РФ
или иного федерального закона;
3.2.6. подачу в письменной форме заявления с соответствующим обоснованием работодателю о
своем несогласии в случае отказа работодателя от исключения или исправления
персональных данных;
3.2.7. дополнение собственной точкой зрения персональных данных оценочного характера;
3.2.8. требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены
неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них
исключениях, исправлениях или дополнениях;
3.2.9. обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при
обработке и защите его персональных данных.
3.3. Учитель имеет право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив
работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной
суммы.
3.4. Учитель имеет право на гарантии и компенсации в случае совмещения работы с получением
образования или в случае допуска к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.5. Учитель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе право
на:
3.5.1. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны
труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
3.5.2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
3.5.3. получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих
государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране
труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о
специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также
о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

28
3.5.4. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья
вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами, до устранения такой опасности;
3.5.5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с
требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
3.5.6. обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
3.5.7. дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае
ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
3.5.8. запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального
государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами
исполнительной

власти,

осуществляющими государственный

контроль (надзор) в

установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими
государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за
соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового
права;
3.5.9. обращение

в

органы

государственной

государственной

власти

субъектов

самоуправления,

к

работодателю,

власти

Российской
в

Российской
Федерации

объединения

Федерации,
и

органы

работодателей,

а

органы
местного

также

в

профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками
представительные органы по вопросам охраны труда;
3.5.10. личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов,
связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в
расследовании

происшедшего

с

ним

несчастного

случая

на

производстве

или

профессионального заболевания;
3.5.11. внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с
сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения
указанного медицинского осмотра;

29
3.5.12. гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ,
коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым
договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.6. Учитель имеет право в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя или своего
непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме,
отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от
выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением
случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами.
3.7. Учитель имеет право на обращение в комиссию по трудовым спорам и рассмотрение его заявления
в десятидневный срок со дня его подачи.
3.8. Учитель имеет право на забастовку в порядке, предусмотренном законодательством.
3.9. Учитель имеет право на:
3.9.1. свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную
деятельность;
3.9.2. свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов
обучения и воспитания;
3.9.3. творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов
обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
3.9.4. выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в
соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством
об образовании;
3.9.5. участие в разработке образовательных программ и их компонентов;
3.9.6. осуществление

научной,

научно-технической,

творческой,

исследовательской

деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и
во внедрении инноваций;
3.9.7. бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в
порядке, установленном локальными нормативными актами ОО, к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам,
музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной

30
деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или
исследовательской деятельности;
3.9.8. бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами ОО, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными
нормативными актами ОО;
3.9.9. участие в управлении ОО, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке,
установленном уставом ОО;
3.9.10. участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ОО, в том числе через
органы управления и общественные организации;
3.9.11. обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
3.9.12. защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики.
3.10. Учитель имеет право на:
3.10.1. сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации;
3.10.2. ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого
определяется Правительством Российской Федерации;
3.10.3. длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет
непрерывной педагогической работы в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
3.10.4. досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
3.10.5. иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными
законами и законодательными актами регионального уровня.

4. Ответственность
Учитель, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подвергнут
следующим видам ответственности:

31
4.1. дисциплинарной;
4.2. материальной;
4.3. административной;
4.4. гражданско-правовой;
4.5. уголовной.
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь
хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г.

_____________ /_______________________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».