МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕФИМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Профсоюзный комитет Директор МКОУ «Ефимовская МКОУ «Ефимовская ООШ» ____________________/Исакова А.А./ Протокол № 1 от 30.08.2023 года «01» сентября 2023 г. ООШ» Должностная инструкция учителя русского языка и литературы 1. Общие положения 1.1. Должность учителя русского языка и литературы (далее – учитель) относится к категории педагогических работников. Настоящая должностная инструкция разработана с учетом требований Профессионального стандарта: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); с учетом требований ФГОС основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем. 1.2. На должность учителя может быть принято лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. 1.3. На должность учителя не может быть назначено лицо: 2 – лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; – имеющее или имевшее судимость за преступления, составы и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; – признанное недееспособным в установленном законом порядке; – имеющее заболевание, предусмотренное установленным перечнем. 1.4. Учитель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной организации (далее – ОО). 1.5. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен знать: 1.5.1. преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке; 1.5.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; 1.5.3. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; 1.5.4. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; 1.5.5. пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; 1.5.6. основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; 1.5.7. рабочую программу и методику обучения по предмету; 1.5.8. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов 3 основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства; 1.5.9. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; 1.5.10. Конвенцию о правах ребенка; 1.5.11. трудовое законодательство. 1.6. Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен знать: 1.6.1. основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; 1.6.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества; 1.6.3. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; 1.6.4. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики; 1.6.5. научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки; 1.6.6. основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; 1.6.7. нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций). 1.7. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен знать: 1.7.1. педагогические закономерности организации образовательного процесса; 1.7.2. законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; 4 1.7.3. теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся; 1.7.4. закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально- психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; 1.7.5. основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; 1.7.6. основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей; 1.7.7. социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ. 1.8. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования учитель должен знать: 1.8.1. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета); 1.8.2. программы и учебники по преподаваемому предмету; 1.8.3. теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебного кабинета и подсобного помещения к нему, средствам обучения и их дидактические возможности; 1.8.4. современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; 1.8.5. методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения; 1.8.6. основы экологии, экономики, социологии; 1.8.7. правила внутреннего распорядка; 1.8.8. правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды. 1.9. Для предметного обучения русскому языку учитель должен знать: 1.9.1. основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики; 5 1.9.2. иметь представление о широком спектре приложений лингвистики и знаний доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений; 1.9.3. теорию и методику преподавания русского языка; 1.9.4. контекстную языковую норму; 1.9.5. стандартное общерусское произношение и лексику, их отличия от местной языковой среды. 1.10. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен уметь: 1.10.1. владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.; 1.10.2. объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; 1.10.3. разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; 1.10.4. использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1.10.5. владеть ИКТ-компетентностями: – общепользовательской ИКТ-компетентностью; – общепедагогической ИКТ-компетентностью; – предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности); 1.10.6. организовывать исследовательскую, различные виды внеурочной художественно-продуктивную, деятельности: игровую, культурно-досуговую с учебноучетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. 6 1.11. Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен уметь: 1.11.1. строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; 1.11.2. общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их; 1.11.3. создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детсковзрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 1.11.4. управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; 1.11.5. анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; 1.11.6. защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях; 1.11.7. находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; 1.11.8. владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п.; 1.11.9. сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач. 1.12. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен уметь: 1.12.1. владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; 1.12.2. использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий; 1.12.3. осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ; 1.12.4. понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.); 7 1.12.5. составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого- педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; 1.12.6. разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; 1.12.7. владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; 1.12.8. оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; 1.12.9. формировать детско-взрослые сообщества. 1.13. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования учитель должен уметь: 1.13.1. применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; 1.13.2. проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; 1.13.3. планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; 1.13.4. разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; 1.13.5. организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; 1.13.6. разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности; 1.13.7. осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; 8 1.13.8. использовать современные способы оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в т. ч. электронного журнала и дневников обучающихся); 1.13.9. использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; 1.13.10. владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; 1.13.11. владеть методами убеждения, аргументации своей позиции; 1.13.12. устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками; 1.13.13. владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения. 1.14. Для предметного обучения русскому языку учитель должен уметь: 1.14.1. владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как неродному; 1.14.2. использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья; 1.14.3. вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы; 1.14.4. проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона; 1.14.5. проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся; 1.14.6. давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики; 1.14.7. поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека. 9 2. Должностные обязанности 2.1. Учитель обязан: 2.1.1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и настоящей должностной инструкцией. 2.1.2. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. 2.1.3. соблюдать трудовую дисциплину. 2.1.4. выполнять установленные нормы труда. 2.1.5. бережно относиться к имуществу работодателя (в т. ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников. 2.1.6. незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества). 2.1.7. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. 2.1.8. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. 2.1.9. уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и других участников образовательных отношений. 2.1.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. 2.1.11. применять педагогически обоснованные и образования формы, методы обучения и воспитания. обеспечивающие высокое качество 10 2.1.12. учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. 2.1.13. систематически повышать свой профессиональный уровень. 2.1.14. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. 2.1.15. проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. 2.1.16. проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. 2.1.17. соблюдать устав ОО, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение. 2.1.18. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики. 2.2. При реализации общепедагогической функции «обучение» учитель обязан: 2.2.1. разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; 2.2.2. осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; 2.2.3. участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; 2.2.4. планировать и проводить учебные занятия; 2.2.5. систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению; 2.2.6. организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; 2.2.7. формировать универсальные учебные действия; 11 2.2.8. формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями; 2.2.9. формировать мотивации к обучению; 2.2.10. давать объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. 2.3. При реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель обязан: 2.3.1. регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; 2.3.2. реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятиях, так и во внеурочной деятельности; 2.3.3. осуществлять постановку воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся независимо от их способностей и характера; 2.3.4. определять и принимать четкие правила поведения обучающихся в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации; 2.3.5. проектировать и реализовывать воспитательные программы; 2.3.6. реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.); 2.3.7. проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); 2.3.8. оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления; 2.3.9. создавать, поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации; 2.3.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 2.3.11. формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде; 12 2.3.12. использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, оказывать помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. 2.4. При реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель обязан: 2.4.1. выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития; 2.4.2. оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, разрабатывать программы профилактики различных форм насилия в школе; 2.4.3. применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; 2.4.4. осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в т. ч. инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; 2.4.5. оказывать адресную помощь обучающимся; 2.4.6. взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико- педагогического консилиума; 2.4.7. участвовать совместно с другими специалистами в разработке и реализовывать индивидуальный учебный план; 2.4.8. осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу; 2.4.9. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 13 2.4.10. формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы поликультурного общения; 2.4.11. формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся. 2.5. При ведении педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования учитель обязан: 2.5.1. формировать общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей картине мира; 2.5.2. определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития; 2.5.3. определять совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разрабатывать и реализовывать (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития обучающихся; 2.5.4. планировать специализированный образовательный процесс для группы, класса и (или) отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и (или) особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование; 2.5.5. применять специальные языковые программы (в т. ч. русского как иностранного), программы повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения; 2.5.6. совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации, инструменты перевода, произношения; 2.5.7. организовывать олимпиады, конференции, турниры, математические и лингвистические игры в школе и т. д. 2.6. При предметном обучении русскому языку учитель обязан: 14 2.6.1. обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации; 2.6.2. осуществлять совместно с обучающимися поиск и обсуждение изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формировать у обучающихся «чувство меняющегося языка»; 2.6.3. использовать совместно с обучающимися источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»); 2.6.4. формировать культуру диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций; 2.6.5. организовывать публичные выступления обучающихся, поощрять их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернетконференции; 2.6.6. формировать установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате; 2.6.7. стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства; 2.6.8. обсуждать с обучающимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т. п.; 2.6.9. поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество обучающихся; 2.6.10. поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов; 2.6.11. моделировать виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.); 15 2.6.12. формировать у обучающихся умение применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка; 2.6.13. формировать у обучающихся культуру ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав. 2.7. При реализации основной образовательной программы основного общего образования учитель обеспечивает достижение требований к результатам обучающихся: 2.7.1. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. 2.7.2. Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. 2.7.3. Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. 2.7.3.1. При реализации образовательной программы по литературе учитель обеспечивает достижение требований к следующим предметным результатам обучающихся: а) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 16 б) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; в) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры; г) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; д) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; е) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. 2.7.3.2. При реализации образовательной программы по русскому языку учитель обеспечивает достижение требований к следующим предметным результатам обучающихся: а) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): – создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; – развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности; 17 – овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); – понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; – умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; – выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; – умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.); б) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования: – осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; – соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; – стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие; в) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: – распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; – уместное использование фразеологических оборотов в речи; 18 – корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул; – использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов; г) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: – идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; – распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; – распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; – распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; – распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий; д) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: – проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; – проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; – анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; – определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; – определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; – деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; 19 – умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; – проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции; – опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); – умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида; – определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; – определение грамматической основы предложения; – распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных; – распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций; – опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения; – определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; – определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования; е) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: – умение использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; 20 – пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; – пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; – использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; – использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; – использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов; ж) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: – поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; – освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение правильного переноса слов; – применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге; – соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; – выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски; – нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; 21 – соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголовсказуемых в связном тексте. 2.8. В рамках выполнения другой педагогической работы учитель обязан: 2.8.1. самостоятельно готовиться к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; 2.8.2. участвовать в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей); 2.8.3. изучать индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся; 2.8.4. вести журнал и дневники обучающихся в электронной (либо в бумажной форме); 2.8.5. оказывать методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (иным законным представителям) обучающихся; 2.8.6. выполнять обязанности, связанные с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний; 2.8.7. выполнять дополнительную индивидуальную и (или) групповую работу с обучающимися, участвовать в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательной программы в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности; 2.8.8. выполнять дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебноопытными участками, руководство методическими объединениями, другими видами работ, предусмотренными трудовым договором); 2.8.9. участвовать в периодических кратковременных дежурствах в организации в период осуществления образовательного процесса, которые организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдением за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время 22 перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи. 2.9. Учитель, в случае поручения ему работы по классному руководству, обязан: 2.9.1. осуществлять деятельность по классному руководству на основе устава ОО, иных локальных нормативных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОО, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений; 2.9.2. создавать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе; 2.9.3. способствовать формированию и развитию коллектива класса; 2.9.4. создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 2.9.5. способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся; 2.9.6. организовывать системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 2.9.7. защищать права и интересы обучающихся; 2.9.8. организовывать системную работу с обучающимися в классе; 2.9.9. гуманизировать отношения между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; 2.9.10. формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры; 2.9.11. организовывать социально значимую творческую деятельность обучающихся; 2.9.12. обеспечивать связи ОО с семьей; 2.9.13. устанавливать контакты с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказывать им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); 23 2.9.14. проводить консультации, беседы с родителями (иными законными представителями) обучающихся; 2.9.15. взаимодействовать с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом ОО; 2.9.16. организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности коллектива ОО; 2.9.17. организовывать воспитательную работу с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; 2.9.18. стимулировать и учитывать разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; 2.9.19. взаимодействовать с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; 2.9.20. вести документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя); 2.9.21. регулировать межличностные отношения между обучающимися; 2.9.22. устанавливать взаимодействие между педагогическими работниками и обучающимися; 2.9.23. содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; 2.9.24. оказывать помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств; 2.9.25. изучать индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; 2.9.26. определять состояние и перспективы развития коллектива класса; 2.9.27. контролировать успеваемость каждого обучающегося; 2.9.28. контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися; 2.9.29. использовать при осуществлении классного руководства различные формы работы (индивидуальные, групповые, коллективные); 2.9.30. учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия; 24 2.9.31. обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе. 2.10. В случае поручения обязанностей по заведованию кабинетом учитель обязан: 2.10.1. осуществлять деятельность по заведованию кабинетом с учетом действующего законодательства и внутренней документации ОО, регулирующей такую деятельность; 2.10.2. принимать меры, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в помещении закрепленного кабинета; 2.10.3. устранять самостоятельно возникающие нарушения санитарно-эпидемиологических и других требований, а при невозможности устранения своевременно докладывать о выявлении нарушения руководителю ОО; 2.10.4. способствовать развитию материально-технической базы кабинета (при ее наличии), в том числе посредством инициирования предложений об ее улучшении; 2.10.5. обеспечивать надлежащий контроль за использованием имущества, находящегося в закрепленном кабинете; 2.10.6. вести необходимую документацию, связанную с выполнением возложенных обязанностей. 2.11. В случае поручения обязанностей по проверке письменных работ учитель: 2.11.1. осуществляет проверку письменных работ в установленном порядке; 2.11.2. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в рамках реализации рабочей программы; 2.11.3. маркирует в проверяемых работах выявленные ошибки и недочеты; 2.11.4. в случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, ведет учет образовательных результатов; 2.11.5. в случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, документирует полученные результаты. 2.12. При поручении обязанностей по развитию одаренности обучающихся учитель обязан: 25 2.12.1. осуществлять педагогическое сопровождение одаренных детей в соответствии с локальным нормативным актом ОО; 2.12.2. осуществлять мониторинг возможностей и способностей обучающихся; 2.12.3. участвовать в выявлении обучающихся, проявивших выдающиеся способности; 2.12.4. участвовать в построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных обучающихся; 2.12.5. оказывать консультационную, методическую, информационную помощь родителям (иным законным представителям) одаренных обучающихся; 2.12.6. корректировать программы и тематические планы для работы с одаренными обучающимися, включать задания повышенной сложности, творческого, научно- исследовательского уровней; 2.12.7. осуществлять подготовку обучающихся к мероприятиям, связанным с проявлением одаренности; 2.12.8. сопровождать обучающихся на мероприятия связанные с проявлением одаренности. 3. Права 3.1. Учитель имеет право на: 3.1.1. заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами; 3.1.2. предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; 3.1.3. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; 3.1.4. отдых, обеспечиваемый предоставлением установлением еженедельных выходных сокращенного дней, нерабочих рабочего времени, праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; 3.1.5. подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, в том числе дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; 26 3.1.6. объединение, включая право на создание профессиональных организаций (профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 3.1.7. участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах; 3.1.8. ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; 3.1.9. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; 3.1.10. разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами; 3.1.11. возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами; 3.1.12. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. 3.2. Учитель имеет право на обеспечение защиты персональных данных, хранящихся у работодателя в том числе на: 3.2.1. полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных; 3.2.2. свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 3.2.3. определение своих представителей для защиты своих персональных данных; 3.2.4. доступ к медицинской документации, отражающей состояние его здоровья, с помощью медицинского работника по его выбору; 27 3.2.5. требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового Кодекса РФ или иного федерального закона; 3.2.6. подачу в письменной форме заявления с соответствующим обоснованием работодателю о своем несогласии в случае отказа работодателя от исключения или исправления персональных данных; 3.2.7. дополнение собственной точкой зрения персональных данных оценочного характера; 3.2.8. требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях; 3.2.9. обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных. 3.3. Учитель имеет право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. 3.4. Учитель имеет право на гарантии и компенсации в случае совмещения работы с получением образования или в случае допуска к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 3.5. Учитель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе право на: 3.5.1. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; 3.5.2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; 3.5.3. получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; 28 3.5.4. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; 3.5.5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; 3.5.6. обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; 3.5.7. дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; 3.5.8. запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; 3.5.9. обращение в органы государственной государственной власти субъектов самоуправления, к работодателю, власти Российской в Российской Федерации объединения Федерации, и органы работодателей, а органы местного также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; 3.5.10. личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; 3.5.11. внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра; 29 3.5.12. гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 3.6. Учитель имеет право в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. 3.7. Учитель имеет право на обращение в комиссию по трудовым спорам и рассмотрение его заявления в десятидневный срок со дня его подачи. 3.8. Учитель имеет право на забастовку в порядке, предусмотренном законодательством. 3.9. Учитель имеет право на: 3.9.1. свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; 3.9.2. свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3.9.3. творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; 3.9.4. выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 3.9.5. участие в разработке образовательных программ и их компонентов; 3.9.6. осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; 3.9.7. бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами ОО, к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной 30 деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности; 3.9.8. бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами ОО, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами ОО; 3.9.9. участие в управлении ОО, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом ОО; 3.9.10. участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ОО, в том числе через органы управления и общественные организации; 3.9.11. обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 3.9.12. защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. 3.10. Учитель имеет право на: 3.10.1. сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; 3.10.2. ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; 3.10.3. длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 3.10.4. досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 3.10.5. иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами регионального уровня. 4. Ответственность Учитель, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подвергнут следующим видам ответственности: 31 4.1. дисциплинарной; 4.2. материальной; 4.3. административной; 4.4. гражданско-правовой; 4.5. уголовной. С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте. «___»_____20___г. _____________ /_______________________/