МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕФИМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Профсоюзный комитет Директор МКОУ «Ефимовская МКОУ «Ефимовская ООШ» ____________________/Исакова А.А./ Протокол № 1 от 30.08.2023 года «01» сентября 2023 г. ООШ» Должностная инструкция педагога-библиотекаря Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с профессиональным стандартом 01.001. «Педагог» в редакции от 5 августа 2016 г, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с учетом требований ФГОС основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; с учетом требований ФГОС начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, регулирующих трудовые правоотношения. 1. Общие положения 1.2. Настоящая инструкция устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность педагога-библиотекаря. 1.3. Педагогу-библиотекарю необходимо иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства. 1.4. Условиями допуска педагога-библиотекаря к работе является: • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; • прохождение педагогом-библиотекарем обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 1.5. Педагога-библиотекаря назначается и освобождается от должности директором школы в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации. Находится в подчинении у директора школы, выполняет обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 1.6. При выполнении обязанностей педагог-библиотекарь руководствуется законодательством РФ об образовании и библиотечном деле, руководящими документам вышестоящих органов по вопросам работы школьной библиотеки, правилами организации библиотечного труда, учета и инвентаризации. Также, педагог-библиотекарь в своей деятельности руководствуется Уставом и локальными правовыми актами учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, ФГОС начального и основного общего образования, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», трудовым договором. 1.7. Педагогу-библиотекарю запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции РФ. 1.8. Педагог-библиотекарь школы должен знать: • теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом; • способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата; • основы социально-педагогического проектирования образовательного пространства в общеобразовательном учреждении; • способы формирования развивающего и комфортного книжного пространства в школьной библиотеке; • технологии создания электронных каталогов; • формы и методы справочно-библиографического обслуживания обучающихся, работников школьной библиотеки; • основное содержание информационно-библиографической деятельности в общеобразовательном учреждении; • способы и технологии обеспечения доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам; • способы и технологии обеспечения доступа детей к ресурсам школьной библиотеки; • перечень образовательных программ, реализуемых общеобразовательным учреждением; • требования ФГОС ОО к содержанию образования и ресурсному обеспечению образовательного процесса; • способы формирования библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы; • способы комплектования библиотечного фонда научно-познавательной, художественной и справочной литературой; • формы и методы контроля поступления новых документов в библиотечный фонд; • механизмы пополнения библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами; • технологии организации межбиблиотечного обмена, взаимодействия с другими библиотеками; • формы и методы консультирования участников образовательного процесса по вопросам пользования библиотечным фондом, выбора научно-познавательной, художественной, справочной литературой; • возрастные особенности учащихся по программам начального, основного и среднего общего образования; • основы общей педагогики; • нормативные и правовые акты в области образования; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • теория и методика социально-культурной деятельности; теория и методика организации воспитательного процесса; методика социально-педагогического проектирования программ воспитания; основные направления воспитательной деятельности педагогов; примерное содержание процесса формирования у школьников информационной культуры; образовательные технологии, формы и методы проведения обучающих занятий в области формирования у детей информационной культуры; механизмы поиска информации в традиционной библиотечной и электронной среде; алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска; педагогические технологии информационно-методического обеспечения реализации программ общего образования и воспитания; педагогические технологии работы с детским коллективом школы, педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений информационной направленности; примерное содержание и подходы к организации творческой информационной деятельности учащихся разного возраста; примерное содержание деятельности детских пресс- или медиацентров; способы обеспечения информационной безопасности учеников в общеобразовательном учреждении; подходы к организации коллективных творческих мероприятий школьников, направленных на развитие у них информационной культуры; нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством; требования охраны труда, жизни и здоровья учащихся при проведении занятий, мероприятий в общеобразовательном учреждении и в иных учреждениях; методика выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы средствами литературы и чтения; теория и методика организации воспитательного процесса; способы формирования у детей интереса к чтению; формы и методы пропаганды детского чтения; виды творческих мероприятий по формированию у детей интереса к чтению и формы их проведения; воспитательный потенциал институтов социализации и подходы к организации их совместной деятельности с целью поддержки детского чтения; формы и методы воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи; методы информационно-методической поддержки воспитательной деятельности педагогов по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи; формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у учащихся интереса к чтению и литературе; педагогические технологии мотивации обучающихся к чтению, участию в творческих мероприятиях, выставках и презентациях книг; способы применения информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности; механизмы использования информационно-библиотечных технологий в реализации программ воспитания; формы и методы педагогической поддержки семейного чтения; формы и методы консультирования родителей (законных представителей) по организации детского чтения; технологии социально-педагогической поддержки детского литературного творчества; • технологии педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений читательской направленности; • примерное содержание деятельности детских общественных объединений читательской направленности; • технологии педагогической поддержки инициатив обучающихся по созданию школьных газет и журналов; • формы детского литературного творчества; • технологии мотивации учащихся к литературному творчеству; • способы педагогической поддержки детского литературного творчества • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации; • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; • Конвенцию ООН о правах ребенка; • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы; • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок; • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; • отдельные особенности развития детей различного возраста; специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности; • актуальные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности; • вид деятельности, специализацию и структуру школы; • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса; • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках; • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов; • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса; • правила составления отчетных документов о работе школьной библиотеки. 1.9. Педагог-библиотекарь в школе должен уметь: • осуществлять формирование библиотечного фонда, справочного аппарата; • формировать развивающее и комфортное книжное пространство в школьной библиотеке; • организовывать электронные каталоги; • осуществлять справочно-библиографическое обслуживание учащихся, работников общеобразовательного учреждения; • осуществлять информационно-библиографическую деятельность; • реализовывать меры по обеспечению доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам; • обеспечивать доступ субъектов воспитания к ресурсам школьной библиотеки; • формировать библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами учреждения; • осуществлять комплектование фонда научно-познавательной, художественной, справочной литературы; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • осуществлять своевременный учет поступления новых документов в библиотечный фонд, их подсчет и регистрацию; организовывать пополнение библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами; обеспечивать связь с другими библиотеками, организовывать межбиблиотечный обмен; оказывать школьникам первую доврачебную помощь; разрабатывать социально-педагогические программы воспитания информационной культуры школьников; проводить занятия, направленные на освоение детьми методов поиска и критического анализа информации; обучать учащихся рациональным способам оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности; проводить занятия по формированию у обучающихся умения проверять достоверность информации с помощью нормативных и справочных изданий; выявлять в текущем потоке информации по профилю своей деятельности наиболее ценные источники и знакомить с ними школьников; осуществлять поиск информации в традиционной библиотечной и электронной среде, используя алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска; реализовывать информационно-методическую поддержку образовательных программ общего образования и воспитания детей; проводить занятия по формированию у учащихся сознательного и ответственного поведения в информационной среде; осуществлять педагогическую поддержку творческой информационной деятельности школьников; осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений информационной направленности (детских пресс- или медиацентров, редакций школьных газет); реализовывать меры по обеспечению информационной безопасности детей в общеобразовательном учреждении; организовывать и проводить творческие мероприятия по формированию у детей интереса к чтению; проводить мероприятия по популяризации и пропаганде детского чтения на основе социального партнерства институтов социализации; осуществлять информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи; реализовывать различные формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у детей интереса к чтению, литературе; организовывать участие обучающихся в проведении выставок книг, подготовку ими презентаций произведений художественной литературы; обеспечивать использование информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности; организовывать применение информационно-библиотечных технологий по реализации программ воспитания в общеобразовательном учреждении и по месту жительства; осуществлять педагогическую поддержку семейного чтения, консультирование родителей (законных представителей) по организации детского чтения; проводить мероприятия по социально-педагогической поддержке детского литературного творчества в школе; осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений читательской направленности; • осуществлять педагогическую поддержку инициатив школьников по созданию школьных газет, журналов. 1.10. Педагог-библиотекарь должен соблюдать требования Конвенции о правах ребенка, Положение о школьной библиотеке. 1.11. Педагог-библиотекарь должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении. 2. Трудовые функции К основным трудовым функциям педагога-библиотекаря относятся: 2.1. Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса (образовательная функция); 2.2. Проведение мероприятий по воспитанию у учащихся информационной культуры. 2.3. Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у школьников интереса к чтению. 3. Должностные обязанности 3.1. В рамках трудовой функции информационно-библиотечного сопровождения учебновоспитательного процесса: • формирует и пополняет библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения; • создает развивающее и комфортное книжное пространство в школьной библиотеке; • осуществляет справочно-библиографическое обслуживание обучающихся и работников общеобразовательного учреждения; • осуществляет информационно-библиографическую деятельность, обеспечивает свободный доступ к библиотечным ресурсам; • контролирует поступления новых документов в библиотечный фонд; • составляет планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания; • обеспечивает связь с другими библиотеками, организовывает межбиблиотечный обмен; • проводит работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы; • обеспечивает тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-поисковых систем; • обеспечивает незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам; • обеспечивает полную сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета по главным показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности. 3.2. В рамках трудовой функции проведения мероприятий по воспитанию у школьников информационной культуры: • осуществляет проектирование и реализацию социально-педагогических программ воспитания у школьников информационной культуры; • осуществляет информационно-методическую поддержку реализации образовательных и воспитательных программ согласно Федеральным государственным стандартам (ФГОС), направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов; • консультирует учеников по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности; • проводит занятия по формированию сознательного и ответственного информационного поведения учащихся школы; • осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности; • разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организовывает участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения, учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы; • применяет педагогические теории и методы для решения информационнообразовательных задач; • обеспечивает и анализирует достижения учащихся, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей; • реализует мероприятия по обеспечению информационной безопасности школьников в общеобразовательном учреждении. 3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения мероприятий по развитию у учащихся интереса к чтению: • участвует в обеспечении самообразования учащихся, педагогических работников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов; • проводит конкурсы, викторины, литературные вечера по формированию у детей интереса к чтению; • осуществляет информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у школьников уважения к родному языку, развитию культуры речи; • организует выставки книг в общеобразовательном учреждении с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений; • осуществляет взаимодействие с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения; • осуществляет педагогическую поддержку детского литературного творчества. 3.4. Педагог-библиотекарь вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. 3.5. Участвует в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебновоспитательным процессом. 3.6. Разрабатывает предложения по формированию в школьной библиотеке ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научнопопулярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы. 3.7. Особое внимание уделяет качеству обслуживания учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения. 3.8. Педагог-библиотекарь в школе обеспечивает строгое выполнение прав и свобод детей, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и тематических мероприятий, нахождения в помещении школьной библиотеки. 3.9. Строго выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности в помещении школьной библиотеки, в случае необходимости соблюдает порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе. 4. Права Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции: 4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям школьной библиотеки. 4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении. 4.3. Участвовать: • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов; • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки; • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности; • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения. 4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательного процесса в школе. 4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей. 4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке. 4.7. Требовать: • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом; • от администрации школы – помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки. 4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования. 4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда. 4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы. 4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения. 4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования. 5. Ответственность 5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией; а также за не использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой дезорганизацию обучающего процесса, педагог-библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством. 5.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение другого аморального проступка педагог-библиотекарь может быть освобожден от занимаемой им должности согласно Трудовому законодательству РФ и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за такой проступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания. 5.4. За любое виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог - библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации. 6. Взаимоотношения. Связи по должности Педагог-библиотекарь школы: 6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, утвержденному директором общеобразовательного учреждения. 6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода. 6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебновоспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы 6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями. 6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы. 6.6. Педагог-библиотекарь выполняет должностные обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой труда. http://ohrana-tryda.com/node/1990 7. Заключительные положения 7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). 7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника. 7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями. С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте. «___»_____20___г. _____________ /_______________________/