МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" МР "КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН" МКОУ "Ефимовская ООШ" Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся с ОВЗ для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Вариант 2.1) 2 класс Составитель программы: учитель начальных классов Магомедова Р.Р. С.Ефимовка,2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по учебным предметам «Ознакомление с окружающему миру» и «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Данная федеральная рабочая программа по предметам «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» на уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.1.), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания. Реализация АООП (вариант 2.1.) обеспечивает слабослышащим и позднооглохшим обучающимся уровень начального общего образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе. Предметная область «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)» охватывает содержание образования по двум основополагающим предметам уровня начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир». Указанные предметы имеют интегративный характер, соединяя в равной мере обществоведческие и природоведческие знания, и дают обучающемуся с нарушением слуха материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание»: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающимся личного опыта, опыта общения с людьми, обществом и природой. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для обучающихся по варианту 2.1. основными задачами реализации содержания учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» являются: овладение основными представлениями об окружающем мире; развитие представлений о себе и круге близких людей; формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях; формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни, умений реализовывать сформированные знания при общении в различных видах деятельности; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений; воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира; развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы; формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей; формирование представлений об обязанностях и правах обучающегося (представлений о себе как об обучающемся, члене семьи, растущем гражданине своего государства, труженике); практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу обучающегося, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия; развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем; накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия; актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося; развитие восприятия (слухозрительно и на слух), достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета, а также лексики по организации учебной деятельности. По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих обобщенных предметных результатов в освоении программы по окружающему миру: воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе родной страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира; овладение основными представлениями об окружающем мире природы и социума; преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам; освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества; умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося); интерес к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира; применение знаний о человеке, реализация сформированных умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами и представлениями о здоровом образе жизни. Согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ и федеральной программы воспитания, содержание предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» направлено на формирование личностного восприятия слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство окружающего природного и социального мира. Обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической, и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила здорового образа жизни и поведения в мире природы и людей. В рамках данной предметной области решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Специфика предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» состоит в том, что в них заложена содержательная основа для реализации интегративных связей разных предметных областей на уровне начального общего образования. Ограниченные и искаженные представления слабослышащего или позднооглохшего обучающегося об окружающем мире определяют как само предметное содержание курса, так и необходимость обеспечения усвоения знаний в условиях привлечения чувственного опыта обучающихся, их активной предметной деятельности, формировании словесной речи и мышления. Предметы «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» вместе с предметом «Предметно-практическое обучение» (в 1 дополнительном классе) должны создавать основу для успешного усвоения знаний по другим дисциплинам (развитие речи, чтение, математика), постепенно приучая обучающихся к эмоционально-оценочному и к рационально-научному постижению окружающего мира. Освоение на этапе начального образования базовых знаний естественно-научных и общественно-научных дисциплин в их единстве и взаимосвязях позволяют осознать знакомые явления окружающего адекватно действовать и реагировать на изменения в ближайшем окружении, устанавливать причинно-следственные связи происходящих явлений, прогнозировать настроение и поведение окружающих людей, направлять свои личные интересы в гармонии с окружающей природой и целесообразности для социума. Предмет «Ознакомление с окружающим миром» на начальном этапе освоения курса предполагает пропедевтическую основу для освоения академических знаний на следующем этапе изучения курса по предмету «Окружающий мир». Основные содержательные блоки курса – «Человек и общество» и «Человек и природа», каждый из которых включает ряд тематических разделов. Содержание разделов «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна», «Родная природа», «Жизнь и деятельность человека» и др. направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о себе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социальной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в построении программы курса призвано воспитывать активное отношение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать культуру общения и способствовать овладению ею. Содержательный блок «Человек и общество» предусматривает практическое ознакомление, прежде всего, с ближайшим окружением, с жизнью и трудом людей; формирование духовно-нравственной, эстетической и коммуникативной культуры. Данное направление способствует социализации ребенка, включающей в себя, с одной стороны, усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Только сочетание этих двух составляющих будет способствовать становлению социальной компетентности ребенка. На уроках по предметам «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» учащиеся должны получить общее представление о применении приобретённых знаний о себе, об окружающей природе и социуме в собственной жизни. Усвоение общих сведений базируется на накопленных детьми знаниях о природе своей местности, укладе жизни и культурных ценностях своего региона, которые постоянно обогащаются и систематизируются. Содержание предмета «Окружающий мир» основывается на идее патриотического воспитания, которое должно включать и воспитание любви и бережного отношения к природе, своему краю. Необходимо критически оценивать поступающую к ученикам информацию из их окружения и направлять развитие интересов учащихся к приобщению к культуре общества, в котором дети должны занять активную социальную позицию. Коррекционная направленность курса связана с реализацией ряда условий: • индивидуальный подход к учащимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работы; • насыщение учебного процесса активными формами деятельности (как речевой, так и наглядно-практической); • формирование речевого поведения; • работа над речью в связи с формированием природоведческих знаний, умений; • обучение приёмам умственной деятельности на специфических для природоведения видах учебных занятий как средство развития мышления слабослышащих и позднооглохших обучающихся и успешного овладения природоведческими понятиями; • усиление работы над обобщениями как средство повышения качества усвоения знаний, умений, умственного развития учащихся. На уроках особое внимание следует уделять развитию речи и мыслительной деятельности школьников. Работа в этом направлении предусматривает накопление соответствующего словаря, включающего термины, характерные для данного предмета, словосочетания и фразы, а также реализацию общих требований к восприятию слабослышащими и позднооглохшими обучающимися обращённой к ним речи и оформлению высказываний. Учебные предметы предметной области «Обществознание и естествознание», наряду с другими предметами основных образовательных областей, составляют обязательную часть учебного плана по варианту 2.1. Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по варианту 2.1., предусмотрено в учебное (урочное) время. Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана, может быть произведено за счет другой части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и обеспечивающей реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Содержание обучения по предметам «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» распространяется на работу в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в том числе во внеклассное время. Указанное в учебном плане количество часов в неделю на ознакомление с окружающим миром не должно ограничивать учителя в выборе видов работ на уроках и форм организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Содержание предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» обеспечивает богатый контекст для формирования разговорной и монологической речи на уроках развития речи. В связи с этим по общему для разных предметов кругу тем целесообразно объединять учебные часы нескольких предметов учебного плана. Подобные интегрированные уроки позволят учителю систематизировать учебные задачи, формировать метапредметные умения и учебную деятельность школьников, а детям дадут возможность активно использовать накапливающиеся представления и умения в разных контекстах урочной и внеурочной деятельности и применять знания на практике. Содержание материала курса по предметам «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» ориентировано на определённые образовательной программой требования для осуществления преемственной связи в освоении предметного содержания последующих естественно-научных и общественно-научных дисциплин на уровне основного общего образования. Весь учебный процесс должен быть обеспечен необходимыми наглядными и техническими средствами обучения. В случае наличия у слабослышащего или позднооглохшего обучающегося задержки психического развития важным фактором успешности его обучения является дифференцированный подход при адекватно подобранных формах и методах коррекционной помощи с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. У таких обучающихся отмечается кратковременная словесная память, они плохо устанавливают причинно-следственные, целевые зависимости, трудно «входят» в задание, не уверены в правильности своих действий. Их характеризует общая заторможенность или, наоборот, расторможенность, импульсивность, неравномерная работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная нервозность. Для обучающихся с ЗПР типичны трудности в развитии речи, понятийного мышления, но в то же время они незначительно отстают в развитии наглядных форм мышления и памяти по сравнению со слабослышащими обучающимися без дополнительных нарушений. Обучение требует планомерной систематической работы, предполагающей определенную дозировку требований, строгую последовательность в отработке содержания обучения, пошаговость в формировании различных умений, в овладении школьниками речевым материалом. В некоторых случаях возможна небольшая корректировка содержания обучения с сохранением основных программных требований. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс («Ознакомление с окружающим миром») I.Человек и общество О себе (5 ч) Дом, в котором живет ученик. Адрес дома. Оборудование дома (лифт, мусоропровод). Правила безопасной езды в лифте (не заходить в лифт с незнакомым человеком). Обстановка и уют жилых помещений. Мебель и посуда. Их применение в быту. Создание и поддержание уюта в жилом помещении. Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Мухи (тараканы) и причиняемый ими вред. Этикет за столом, сервировка стола и угощение гостей. Гигиена питания (мыть руки перед едой, не есть грязные фрукты и овощи, не подбирать с пола, не гладить собак и кошек во время еды). Органы чувств (обоняние, слух, зрение). Их значение в жизни и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (с учетом имеющихся ограничений возможностей здоровья). Условия безопасного поведения дома (уходя, выключать свет, воду, утюг, плиту, телевизор; закрывать дверь, не оставлять ключ в двери). Бытовые электроприборы, газовая плита, водопровод. Правила пользования ими (включение, выключение). Части электроприбора (провод, вилка, розетка). Правила безопасности эксплуатации электроприборов. Вежливое отношение к соседям, взрослым и детям. Оценка своих поступков и контроль за поведением. Труд и отдых в семье. Семейные праздники. Посильное участие ученика в семейных делах. Активное участие в спортивных играх. Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо (нравится / не нравится, хочу / не хочу, рад / не рад, весело / грустно, больно / не больно и т. п.). Настроение, причины его изменения; адекватные реакции в различных жизненных ситуациях (наблюдение и собственный опыт правильного поведения); понимание эмоциональных проявлений других людей (грустно / весело, печаль / радость – на элементарном уровне) и сопереживание. Виды спорта. Представления о собственных физических возможностях и понимание значения физического развития для здоровья. Оценка своих достижений в спортивной подготовке. Активное участие в спортивных играх. Я и школа (10 ч) Режим дня, труд детей по самообслуживанию, его значение и содержание. Виды отдыха в режиме дня, их значение и содержание. Расписание уроков. Практическое определение времени по часам. Гигиена зрения, слуха, сна, приема пищи. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения, соблюдение чистоты и порядка в учебном и игровом уголках, в групповых комнатах). Учебные вещи для уроков математики, чтения, рисования, ППО, ознакомления с окружающим миром. Ответственное и бережное отношение к учебным книгам, школьному имуществу, личным вещам и вещам своих товарищей. Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастерские), их названия и назначение. Бережное отношение к зданию школы, игровым и спортивным площадкам. Участие в общественно полезных делах школы, общественных мероприятиях. Адрес школы. Мои товарищи. Имена товарищей по классу, учителя, воспитателя. Культура взаимоотношений. Вежливое обращение к взрослым и сверстникам. Вежливые слова. Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо и обращение внимания на эмоциональное состояние окружающих людей (нравится / не нравится, хочу / не хочу, рад / не рад, весело / грустно, больно / не больно и т. п.). Участие детей в коллективной игровой деятельности. Распределение ролей, выполнение роли ведущего. Пользование компьютером для поиска информации (Интернет), коллективного составления проектов на определенную тему (подбор фотографического материала, составление элементарных презентаций в программе Microsoft PowerPoint); переписка по электронной почте с друзьями и родственниками. Город, в котором я живу (5 ч) Главная улица и площадь города. Основные достопримечательности города: памятники, парки, музеи и др. Главные предприятия в городе, основная продукция этих предприятий. Обеспечение жизнедеятельности человека в городе (инфраструктура: образовательные и лечебные учреждения, магазины, средства связи, транспорт). Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, зоопарк и др.). Ближайшие к школе улицы. Улицы (дорога). Дорожные знаки. Правила перехода дороги. Поведение детей на улице. Правила безопасного поведения на улице (если потерялся в городе, если заговорил незнакомец). Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, в лифте, дома (звонок в дверь). Средства связи: телефон (городской и мобильный), телеграф, почта, электронная почта. Как действовать при необходимости получения экстренной помощи. Номер телефона (родственников, педагогов) при необходимости экстренной связи. Как и к кому обратиться за помощью на улице. Транспорт города (села). Отличительные признаки 3-4 видов транспорта. Труд людей, обслуживающих транспорт. Названия профессий (водитель, контролер, слесарь и др.). Правила поведения детей в транспорте. Остановки общественного транспорта. Обход транспорта при переходе через дорогу. Транспорт, связывающий город и село (автобус, железная дорога, самолет, теплоход). Труд людей, живущих в городе, селе, некоторые наиболее распространенные профессии людей (учитель, врач, рабочий, водитель, бухгалтер и др.). Строительство в городе (селе). Опасность игры на стройке. Хозяйственные постройки в селе (коровник, свинарник, птичник, конюшни). Родная страна (2ч) Наша Родина (элементарные сведения о населении, местоположении, истории — на материале просмотренных видео-, кино- и диафильмов). Флаг, гимн и герб России. Родной город (село). Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Большие и малые города, деревни. Города России на карте. Москва: Кремль, Красная площадь, Царь-пушка, Триумфальная арка, храм Христа-Спасителя, памятник А. С. Пушкину и др. достопримечательности. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (Суздаль, Владимир и др.). Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Народное творчество (сказки, пословицы и др.). Уважительное отношение к своему и другим народам Значение труда в жизни общества (города, страны). Мирные и военные профессии. Знаменательные даты и праздники. Украшение улиц города (села) в праздничные дни. Природа нашей Родины (особенности времен года, наиболее распространенные растения и животные). Знакомство с творчеством мастеров и предметами декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки (Дымково, Хохлома). Народные приметы, поговорки, пословицы. Местные традиции, обычаи. Народные сказки (о животных, быте, сезонных изменениях, взаимоотношениях в коллективе и др.). II. Человек и природа Родная природа (5 ч) Природа нашей Родины (особенности времен года, наиболее распространенные растения и животные родного края). Восприятие красоты природы родного края. Бережное отношение к окружающей природе. Последовательность месяцев в году. Смена времен года. Сезонные изменения в природе и погода осенью, зимой, весной, летом. Ранняя и поздняя осень. Солнечные и пасмурные дни. Похолодание и потепление. Заморозки и оттепели. Выпадение снега и его таяние, ледоход, оттаивание почвы, распускание почек, появление насекомых, распространенных в данной местности, в теплое время года, замерзание водоемов и подготовка к зиме растений и животных. Погода в разные времена года и выражение своего отношения к изменениям погоды. Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определенный отрезок времени. Народные приметы и сравнение с собственными наблюдениями. Время суток. Ориентация во времени. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого. Растительный мир (3 ч) Растения. Деревья, кустарники, травы. Внешний вид растений летом, осенью, зимой, весной. Изменения в жизни растений в разное время года; листопад, цветение, созревание плодов и семян. Рост растений и их увядание (в саду, в лесу, на огороде). Названия нескольких комнатных растений, их отличительные признаки. Природа города. Зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) – на основе наблюдений и опытов. Внешний вид и разнообразие овощей и фруктов. Использование их в пищу. Приготовление блюд из овощей и фруктов. Лесные и садовые ягоды; орехи. Знание опасных для здоровья ягод. Предупреждение отравлений. Животный мир (2 ч) Животные. Названия наиболее известных домашних и диких животных, их отличительные признаки. Поведение животных. Среда их обитания. Пища животных и способы ее добывания. Жилища животных. Подготовка зверей к зиме. Поведение птиц, наблюдение за птицами вблизи жилья, кормушки для птиц; зимующие и перелетные птицы. Поведение животных весной. Жизнь и деятельность человека (2 ч) Занятия детей в разное время года. Зимние развлечения детей. Занятия весной и осенью на природе. Поведение и занятия на улице, адекватные погодным условиям и сезонным изменениям. Занятия человека в разное время суток. Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью. Уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, срезка засохших листьев, пересадка). Уход за домашними животными. Отношение человека к животным. Труд людей в данной местности: в садах, на огородах в связи с сельскохозяйственными работами в разное время года. Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определенный отрезок времени. Забота об охране природы ближайшего окружения. Оценка собственной деятельности, направленной на поддержание экологии данной местности (помощь животным и растениям, правильное поведение на природе). Забота об охране здоровья. Проветривание помещения. Пребывание на свежем воздухе. Признаки болезни: температура, боль (головная, в горле и др.). Элементарные представления о безопасности на природе. Поведение во время грозы и при сильном ветре, на жаре и во время сильных морозов. Что делать, если заблудился в лесу. Экскурсии по главной улице города (села), на строительство дома, в троллейбусный или автобусный парк, метро; в парк, на огород, в сад (наблюдение за изменениями в жизни растений по сезонам); в краеведческий музей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи). Личностные результаты предполагают готовность и способность ребёнка с нарушением слуха к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: 1) гражданско-патриотического воспитания: формирование ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны), к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; формирование уважительного отношения к своему и другим народам; применение в обучающих и реальных жизненных ситуациях собственного опыта и расширение представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха; 2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление этических чувств, стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; осознание правил и норм поведения, правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 3) эстетического воспитания: проявление интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности; 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: бережное отношение к физическому и психическому здоровью; установка на безопасный, здоровый образ жизни, самоконтроль и контроль за действиями окружающих в направлении охраны здоровья; адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое); 5) трудового воспитания (в том числе по направлениям формирования учебной деятельности и сотрудничества): приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в аналогичных и новых ситуациях, в том числе в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач; способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; свободный выбор доступных средств общения по ситуации и с учётом возможностей других членов коллектива; умение включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, готовность участвовать в повседневных делах наравне со взрослыми; интерес к различным профессиям. 6) экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе; принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; проявление элементарной экологической грамотности; 7) ценности научного познания: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; положительное отношение к школе, к учебной деятельности, понимание смысла учения; осмысленность в усвоении учебного материала, устойчивый интерес к получению новых знаний; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нем; стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта; способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; первоначальные представления о научной картине мира. Метапредметные результаты Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; освоение способов решения проблем поискового и творческого характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; свободное ориентирование в учебной книге, привлечение материала учебников разных лет и по разным предметам для решения учебных задач; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия: активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить знакомые средства её осуществления; определение общей цели и путей ее достижения; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Предметные результаты Учащиеся должны знать: адрес дома и школы; символику нашей страны, названия 5-6 городов, местные обычаи и традиции; государственные праздники; основные достопримечательности своего города (села); знать и соблюдать правила культурного поведения (в школе, на транспорте, в театре, в группе, в семье и др.); знать и соблюдать правила перехода улиц, обхода транспорта, безопасного поведения на улице; сигналы светофора и некоторые дорожные знаки; знать и соблюдать правила речевого этикета (благодарность, извинения), выражать приветствие, просьбу, желания; приметы времен года, зависимость изменений в жизни растений и животных от времен года; несколько (5-6) распространенных в местности названий растений (цветы, кустарники, деревья) и животных (звери, птицы, насекомые, рыбы). Учащиеся должны уметь: называть членов своей семьи, имена и отчества членов семьи, учителя, воспитателя; охранять окружающие растения и животных, поливать растения, ухаживать за ними; распознавать 2-3 животных, относящихся к разным группам; наблюдать за природой и погодой своего края; вести дневник наблюдений (календарь погоды), фиксировать наблюдения в записях и зарисовках; сравнивать погоду, наблюдаемую за 1-2 дня, составлять описание погоды; составлять рассказ о наиболее характерных признаках погоды 1-2 месяцев; рассказывать учителю, товарищам об интересных событиях, о явлениях природы, своих домашних животных, об увиденном на экскурсиях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Количество часов Содержание 1. Сезонные изменения в природе 20 2. Живая природа 13 3. Повторение 1 Итого: 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока № Сезонные изменения. Влияние солнца на смену времен года . Кол-во часов 1 1 2 1.09.2023 Сутки. Долгота дня летом и зимой. 1 Времена года. Осенние месяцы. 1 3 8.09.2023 22.09.2023 Растения осенью. Практическая работа № 1 «Сбор семян для подкормки 4 Дата 1 29.09.2023 птиц» Животные осенью. 1 5 6.10.2023 1 6 Занятия людей осенью. 13.10.2023 7 Вода. Практическая работа № 2 «Свойства воды». 1 20.10.2023 8 Температура воды. Вода в природе. 1 27.10.2023 9 Комнатные растения. Практическая работа №3 «Уход за комнатными растениями». 1 10.11.2023 10 Части растений. 1 17.11.2023 11 Жизнь растений. Огород. 1 24.11.2023 Овощи. Овощи в питании человека. 1 1.12.2023 13 Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. 1 8.12.2023 14 Уход за растениями сада и огорода. 1 15.12.2023 15 Зима. Зимние месяцы. 1 22.12.2023 16 Растения зимой. 1 29.12.2023 17 Животные зимой. 1 12.01.2024 18 Занятие людей зимой. 1 19.01.2024 19 Животные. Кошка и рысь. Породы кошек. 1 26.01.2024 12 20 Животные. Собака и волк. Породы собак. 21 Рыбы: внешний вид, среда обитания . 22 Весна. Весенние месяцы. 23 Растения весной. 24 Животные весной. Занятие людей весной. 1 2.02.2024 1 9.02.2024 1 16.02.2024 1 1 1.03.2024 15.03.2024 1 25 22.03.2024 26 Гигиена тела человека. 1 5.04.2024 27 Органы пищеварения. 1 12.04.2024 28 Питание человека. Правила питания. 29 Профилактика отравлений. 1 1 19.04.2024 26.04.2024 30 Лето. Летние месяцы. 31 Растения летом. 32 Животные летом. 1 3.05.2024 1 6.05.2024 1 10.05.2024 33 Занятие людей летом. 1 17.05.2024 34 «Что мы узнали?» 1 24.05.2024 Всего 34