ОВЗ окр.мир

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" МР "КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН"
МКОУ "Ефимовская ООШ"

Адаптированная рабочая программа по
учебному предмету «Окружающий мир»
для обучающихся с ОВЗ
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(Вариант 2.1)
2 класс
Составитель
программы: учитель
начальных классов
Магомедова Р.Р.
С.Ефимовка,2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебным предметам «Ознакомление с окружающему миру» и «Окружающий мир» предметной
области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы и тематическое планирование.
Данная федеральная рабочая программа по предметам «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» на уровне
начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения
АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.1.), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
Федеральной программе воспитания.
Реализация АООП (вариант 2.1.) обеспечивает слабослышащим и позднооглохшим обучающимся уровень начального общего
образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями
ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует
наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Предметная область «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)» охватывает содержание образования по двум
основополагающим предметам уровня начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся «Ознакомление с
окружающим миром» и «Окружающий мир». Указанные предметы имеют интегративный характер, соединяя в равной мере
обществоведческие и природоведческие знания, и дают обучающемуся с нарушением слуха материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание»: формирование целостной картины мира и
осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающимся
личного опыта, опыта общения с людьми, обществом и природой.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для обучающихся по варианту 2.1. основными задачами реализации
содержания учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» являются:
овладение основными представлениями об окружающем мире;
развитие представлений о себе и круге близких людей;

формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни
в конкретных природных и климатических условиях;
формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными
нормами, представлениями о здоровом образе жизни, умений реализовывать сформированные знания при общении в различных видах
деятельности;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной
деятельности обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;
воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира;
развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;
формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей;
формирование представлений об обязанностях и правах обучающегося (представлений о себе как об обучающемся, члене семьи,
растущем гражданине своего государства, труженике);
практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу обучающегося,
требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия;
развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени
(учебного и свободного), стремления задумываться о будущем;
накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия;
актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств
коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося;
развитие восприятия (слухозрительно и на слух), достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики,
используемой при изучении данного предмета, а также лексики по организации учебной деятельности.
По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих обобщенных предметных результатов в освоении
программы по окружающему миру:
воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе родной страны, её

современной жизни;
осознание целостности окружающего мира; овладение основными представлениями об окружающем мире природы и социума;
преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного
отношения к природе и ее ресурсам;
освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества; умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам
и явлениям живой и неживой природы;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных
возможностей обучающегося);
интерес к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира;
применение знаний о человеке, реализация сформированных умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в
обществе нравственными нормами и представлениями о здоровом образе жизни.
Согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ и федеральной программы воспитания, содержание предметов «Ознакомление с окружающим
миром» и «Окружающий мир» направлено на формирование личностного восприятия слабослышащего и позднооглохшего обучающегося,
эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых,
активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство окружающего
природного и социального мира. Обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе,
учатся осмысливать причинно-следственные связи на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической, и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила здорового образа жизни и поведения в мире
природы и людей. В рамках данной предметной области решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы
позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и
общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Специфика предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» состоит в том, что в них заложена
содержательная основа для реализации интегративных связей разных предметных областей на уровне начального общего образования.

Ограниченные и искаженные представления слабослышащего или позднооглохшего обучающегося об окружающем мире определяют как
само предметное содержание курса, так и необходимость обеспечения усвоения знаний в условиях привлечения чувственного опыта
обучающихся, их активной предметной деятельности, формировании словесной речи и мышления. Предметы «Ознакомление с окружающим
миром» и «Окружающий мир» вместе с предметом «Предметно-практическое обучение» (в 1 дополнительном классе) должны создавать
основу для успешного усвоения знаний по другим дисциплинам (развитие речи, чтение, математика), постепенно приучая обучающихся к
эмоционально-оценочному и к рационально-научному постижению окружающего мира. Освоение на этапе начального образования базовых
знаний естественно-научных и общественно-научных дисциплин в их единстве и взаимосвязях позволяют осознать знакомые явления
окружающего адекватно действовать и реагировать на изменения в ближайшем окружении, устанавливать причинно-следственные связи
происходящих явлений, прогнозировать настроение и поведение окружающих людей, направлять свои личные интересы в гармонии с
окружающей природой и целесообразности для социума.
Предмет «Ознакомление с окружающим миром» на начальном этапе освоения курса предполагает пропедевтическую основу для
освоения академических знаний на следующем этапе изучения курса по предмету «Окружающий мир». Основные содержательные блоки
курса – «Человек и общество» и «Человек и природа», каждый из которых включает ряд тематических разделов. Содержание разделов «О
себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна», «Родная природа», «Жизнь и деятельность человека» и др. направлено на
воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о себе, своей семье, об окружающих людях и их
занятиях, о социальной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в построении программы курса призвано воспитывать
активное отношение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать
культуру общения и способствовать овладению ею. Содержательный блок «Человек и общество» предусматривает практическое
ознакомление, прежде всего, с ближайшим окружением, с жизнью и трудом людей; формирование духовно-нравственной, эстетической и
коммуникативной культуры. Данное направление способствует социализации ребенка, включающей в себя, с одной стороны, усвоение
социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства
ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Только сочетание этих
двух составляющих будет способствовать становлению социальной компетентности ребенка.
На уроках по предметам «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» учащиеся должны получить общее
представление о применении приобретённых знаний о себе, об окружающей природе и социуме в собственной жизни. Усвоение общих
сведений базируется на накопленных детьми знаниях о природе своей местности, укладе жизни и культурных ценностях своего региона,

которые постоянно обогащаются и систематизируются. Содержание предмета «Окружающий мир» основывается на идее патриотического
воспитания, которое должно включать и воспитание любви и бережного отношения к природе, своему краю. Необходимо критически
оценивать поступающую к ученикам информацию из их окружения и направлять развитие интересов учащихся к приобщению к культуре
общества, в котором дети должны занять активную социальную позицию.
Коррекционная направленность курса связана с реализацией ряда условий:
•

индивидуальный подход к учащимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работы;

•

насыщение учебного процесса активными формами деятельности (как речевой, так и наглядно-практической);

•

формирование речевого поведения;

•

работа над речью в связи с формированием природоведческих знаний, умений;

•

обучение приёмам умственной деятельности на специфических для природоведения видах учебных занятий как средство развития
мышления слабослышащих и позднооглохших обучающихся и успешного овладения природоведческими понятиями;

•

усиление работы над обобщениями как средство повышения качества усвоения знаний, умений, умственного развития учащихся.
На уроках особое внимание следует уделять развитию речи и мыслительной деятельности школьников. Работа в этом направлении

предусматривает накопление соответствующего словаря, включающего термины, характерные для данного предмета, словосочетания и
фразы, а также реализацию общих требований к восприятию слабослышащими и позднооглохшими обучающимися обращённой к ним речи и
оформлению высказываний.
Учебные предметы предметной области «Обществознание и естествознание», наряду с другими предметами основных
образовательных областей, составляют обязательную часть учебного плана по варианту 2.1.
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную
аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по
варианту 2.1., предусмотрено в учебное (урочное) время. Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части учебного плана, может быть произведено за счет другой части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений и обеспечивающей реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Содержание обучения по предметам «Ознакомление с окружающим миром» и
«Окружающий мир» распространяется на работу в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в том числе во внеклассное время.
Указанное в учебном плане количество часов в неделю на ознакомление с окружающим миром не должно ограничивать учителя в

выборе видов работ на уроках и форм организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Содержание предметов «Ознакомление
с окружающим миром» и «Окружающий мир» обеспечивает богатый контекст для формирования разговорной и монологической речи на
уроках развития речи. В связи с этим по общему для разных предметов кругу тем целесообразно объединять учебные часы нескольких
предметов учебного плана. Подобные интегрированные уроки позволят учителю систематизировать учебные задачи, формировать
метапредметные умения и учебную деятельность школьников, а детям дадут возможность активно использовать накапливающиеся
представления и умения в разных контекстах урочной и внеурочной деятельности и применять знания на практике.
Содержание материала курса по предметам «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» ориентировано на
определённые образовательной программой требования для осуществления преемственной связи в освоении предметного содержания
последующих естественно-научных и общественно-научных дисциплин на уровне основного общего образования.
Весь учебный процесс должен быть обеспечен необходимыми наглядными и техническими средствами обучения.
В случае наличия у слабослышащего или позднооглохшего обучающегося задержки психического развития важным фактором
успешности его обучения является дифференцированный подход при адекватно подобранных формах и методах коррекционной помощи с
учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. У таких обучающихся отмечается кратковременная словесная память, они плохо
устанавливают причинно-следственные, целевые зависимости, трудно «входят» в задание, не уверены в правильности своих действий. Их
характеризует общая заторможенность или, наоборот, расторможенность, импульсивность, неравномерная работоспособность, быстрая
утомляемость, повышенная нервозность. Для обучающихся с ЗПР типичны трудности в развитии речи, понятийного мышления, но в то же
время они незначительно отстают в развитии наглядных форм мышления и памяти по сравнению со слабослышащими обучающимися без
дополнительных нарушений. Обучение требует планомерной систематической работы, предполагающей определенную дозировку
требований, строгую последовательность в отработке содержания обучения, пошаговость в формировании различных умений, в овладении
школьниками речевым материалом. В некоторых случаях возможна небольшая корректировка содержания обучения с сохранением основных
программных требований.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2

класс («Ознакомление с окружающим миром»)

I.Человек и общество
О себе (5 ч)
Дом, в котором живет ученик. Адрес дома. Оборудование дома (лифт, мусоропровод). Правила безопасной езды в лифте (не заходить в
лифт с незнакомым человеком).
Обстановка и уют жилых помещений. Мебель и посуда. Их применение в быту.
Создание и поддержание уюта в жилом помещении. Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Мухи (тараканы) и причиняемый ими
вред.
Этикет за столом, сервировка стола и угощение гостей.
Гигиена питания (мыть руки перед едой, не есть грязные фрукты и овощи, не подбирать с пола, не гладить собак и кошек во время еды).
Органы чувств (обоняние, слух, зрение). Их значение в жизни и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (с
учетом имеющихся ограничений возможностей здоровья).
Условия безопасного поведения дома (уходя, выключать свет, воду, утюг, плиту, телевизор; закрывать дверь, не оставлять ключ в двери).
Бытовые электроприборы, газовая плита, водопровод. Правила пользования ими (включение, выключение). Части электроприбора
(провод, вилка, розетка). Правила безопасности эксплуатации электроприборов.
Вежливое отношение к соседям, взрослым и детям. Оценка своих поступков и контроль за поведением.
Труд и отдых в семье. Семейные праздники. Посильное участие ученика в семейных делах. Активное участие в спортивных играх.
Демонстрация своего желания
или отношения к чему-либо (нравится / не нравится, хочу / не хочу, рад / не рад, весело / грустно, больно / не больно

и т. п.).

Настроение, причины его изменения; адекватные реакции в различных жизненных ситуациях (наблюдение и собственный опыт правильного
поведения); понимание эмоциональных проявлений других людей (грустно / весело, печаль / радость – на элементарном уровне) и
сопереживание.
Виды спорта. Представления о собственных физических возможностях и понимание значения физического развития для здоровья.
Оценка своих достижений в спортивной подготовке. Активное участие в спортивных играх.

Я и школа (10 ч)
Режим дня, труд детей по самообслуживанию, его значение и содержание. Виды отдыха в режиме дня, их значение и содержание.
Расписание уроков.
Практическое определение времени по часам.
Гигиена зрения, слуха, сна, приема пищи. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения, соблюдение чистоты и порядка в
учебном и игровом уголках, в групповых комнатах).
Учебные вещи для уроков математики, чтения, рисования, ППО, ознакомления с окружающим миром.
Ответственное и бережное отношение к учебным книгам, школьному имуществу, личным вещам и вещам своих товарищей.
Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастерские), их
названия и назначение.
Бережное отношение к зданию школы, игровым и спортивным площадкам. Участие в общественно полезных делах школы,
общественных мероприятиях. Адрес школы.
Мои товарищи. Имена товарищей по классу, учителя, воспитателя. Культура взаимоотношений. Вежливое обращение к взрослым и
сверстникам. Вежливые слова.
Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо и обращение внимания на эмоциональное состояние окружающих людей
(нравится / не нравится, хочу / не хочу, рад / не рад, весело / грустно, больно / не больно

и т. п.).

Участие детей в коллективной игровой деятельности. Распределение ролей, выполнение роли ведущего.
Пользование компьютером для поиска информации (Интернет), коллективного составления проектов на определенную тему (подбор
фотографического материала, составление элементарных презентаций в программе Microsoft PowerPoint); переписка по электронной почте с
друзьями и родственниками.
Город, в котором я живу (5 ч)
Главная улица и площадь города. Основные достопримечательности города: памятники, парки, музеи и др. Главные предприятия в
городе, основная продукция этих предприятий. Обеспечение жизнедеятельности человека в городе (инфраструктура: образовательные и
лечебные учреждения, магазины, средства связи, транспорт). Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк,
зоопарк и др.). Ближайшие к школе улицы. Улицы (дорога). Дорожные знаки. Правила перехода дороги. Поведение детей на улице.
Правила безопасного поведения на улице (если потерялся в городе, если заговорил незнакомец).

Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, в лифте, дома (звонок в дверь).
Средства связи: телефон (городской и мобильный), телеграф, почта, электронная почта. Как действовать при необходимости получения
экстренной помощи. Номер телефона (родственников, педагогов) при необходимости экстренной связи. Как и к кому обратиться за помощью
на улице.
Транспорт города (села). Отличительные признаки 3-4 видов транспорта. Труд людей, обслуживающих транспорт. Названия профессий
(водитель, контролер, слесарь и др.). Правила поведения детей в транспорте. Остановки общественного транспорта. Обход транспорта при
переходе через дорогу. Транспорт, связывающий город и село (автобус, железная дорога, самолет, теплоход).
Труд людей, живущих в городе, селе, некоторые наиболее распространенные профессии людей (учитель, врач, рабочий, водитель,
бухгалтер и др.).
Строительство в городе (селе). Опасность игры на стройке.
Хозяйственные постройки в селе (коровник, свинарник, птичник, конюшни).
Родная страна (2ч)
Наша Родина (элементарные сведения о населении, местоположении, истории — на материале просмотренных видео-, кино- и
диафильмов). Флаг, гимн и герб России. Родной город (село).
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства.
Большие и малые города, деревни. Города России на карте. Москва: Кремль, Красная площадь, Царь-пушка, Триумфальная арка, храм
Христа-Спасителя, памятник А. С. Пушкину и др. достопримечательности. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (Суздаль, Владимир и др.).
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Народное
творчество (сказки, пословицы и др.). Уважительное отношение к своему и другим народам
Значение труда в жизни общества (города, страны). Мирные и военные профессии.
Знаменательные даты и праздники. Украшение улиц города (села) в праздничные дни.
Природа нашей Родины (особенности времен года, наиболее распространенные растения и животные).

Знакомство с творчеством мастеров и предметами декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки (Дымково, Хохлома).
Народные приметы, поговорки, пословицы. Местные традиции, обычаи. Народные сказки (о животных, быте, сезонных изменениях,
взаимоотношениях в коллективе и др.).
II.

Человек и природа
Родная природа (5 ч)

Природа нашей Родины (особенности времен года, наиболее распространенные растения и животные родного края). Восприятие красоты
природы родного края. Бережное отношение к окружающей природе.
Последовательность месяцев в году. Смена времен года. Сезонные изменения в природе и погода осенью, зимой, весной, летом. Ранняя и
поздняя осень. Солнечные и пасмурные дни. Похолодание и потепление. Заморозки и оттепели. Выпадение снега и его таяние, ледоход,
оттаивание почвы, распускание почек, появление насекомых, распространенных в данной местности, в теплое время года, замерзание
водоемов и подготовка к зиме растений и животных.
Погода в разные времена года и выражение своего отношения к изменениям погоды.
Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определенный
отрезок времени. Народные приметы и сравнение с собственными наблюдениями.
Время суток. Ориентация во времени.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого.
Растительный мир (3 ч)
Растения. Деревья, кустарники, травы. Внешний вид растений летом, осенью, зимой, весной. Изменения в жизни растений в разное время
года; листопад, цветение, созревание плодов и семян. Рост растений и их увядание (в саду, в лесу, на огороде). Названия нескольких
комнатных растений, их отличительные признаки.
Природа города. Зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) – на основе наблюдений и опытов.
Внешний вид и разнообразие овощей и фруктов. Использование их в пищу. Приготовление блюд из овощей и фруктов.
Лесные и садовые ягоды; орехи. Знание опасных для здоровья ягод. Предупреждение отравлений.
Животный мир (2 ч)

Животные. Названия наиболее известных домашних и диких животных, их отличительные признаки. Поведение животных. Среда их
обитания. Пища животных и способы ее добывания. Жилища животных. Подготовка зверей к зиме. Поведение птиц, наблюдение за птицами
вблизи жилья, кормушки для птиц; зимующие и перелетные птицы. Поведение животных весной.
Жизнь и деятельность человека (2 ч)
Занятия детей в разное время года. Зимние развлечения детей. Занятия весной и осенью на природе. Поведение и занятия на улице,
адекватные погодным условиям и сезонным изменениям. Занятия человека в разное время суток.
Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой,
обувью.
Уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, срезка засохших листьев, пересадка).
Уход за домашними животными. Отношение человека к животным.
Труд людей в данной местности: в садах, на огородах в связи с сельскохозяйственными работами в разное время года.
Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определенный
отрезок времени.
Забота об охране природы ближайшего окружения. Оценка собственной деятельности, направленной на поддержание экологии данной
местности (помощь животным и растениям, правильное поведение на природе).
Забота об охране здоровья. Проветривание помещения. Пребывание на свежем воздухе. Признаки болезни: температура, боль (головная,
в горле и др.).
Элементарные представления о безопасности на природе. Поведение во время грозы и при сильном ветре, на жаре и во время сильных
морозов. Что делать, если заблудился в лесу.
Экскурсии по главной улице города (села), на строительство дома, в троллейбусный или автобусный парк, метро; в парк, на огород, в сад
(наблюдение за изменениями в жизни растений по сезонам); в краеведческий музей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому
себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие
учебной задачи). Личностные результаты предполагают готовность и способность ребёнка с нарушением слуха к обучению, включая
мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
формирование ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; осознание себя гражданином своей страны, ощущение
себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны), к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; формирование уважительного отношения к своему и
другим народам; применение в обучающих и реальных жизненных ситуациях собственного опыта и расширение представлений о
социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление этических чувств,
стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; осознание правил и норм поведения, правил
взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность
давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); умение
выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не
получилось); принятие факта существования различных мнений; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в

урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений,
сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
3) эстетического воспитания:
проявление интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в
продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережное отношение к физическому и психическому здоровью; установка на безопасный, здоровый образ жизни, самоконтроль и контроль за
действиями окружающих в направлении охраны здоровья; адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами,
необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при
необходимости СМС-сообщение и другое);
5) трудового воспитания (в том числе по направлениям формирования учебной деятельности и сотрудничества):
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к
результату чужого труда; стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной
дисциплины; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в аналогичных и новых ситуациях, в том числе в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; готовность и
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности; владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач; способность к социальной адаптации и
интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; свободный выбор
доступных средств общения по ситуации и с учётом возможностей других членов коллектива; умение включаться в разнообразные
повседневные бытовые и школьные дела, готовность участвовать в повседневных делах наравне со взрослыми; интерес к различным
профессиям.
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе; принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред; проявление элементарной экологической грамотности;

7) ценности научного познания:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; положительное
отношение к школе, к учебной деятельности, понимание смысла учения; осмысленность в усвоении учебного материала, устойчивый интерес
к получению новых знаний; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нем; стремление к
дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта; способность регулировать собственную деятельность,
направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; первоначальные представления о научной картине
мира.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают
рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять
знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

свободное ориентирование в учебной книге, привлечение материала учебников разных лет и по разным предметам для решения
учебных задач;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве интернета),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета;
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета.
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях
при решении учебных, бытовых и социокультурных задач;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить знакомые средства её осуществления;
определение общей цели и путей ее достижения;
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
адрес дома и школы;
символику нашей страны, названия 5-6 городов, местные обычаи и традиции; государственные праздники;
основные достопримечательности своего города (села);
знать и соблюдать правила культурного поведения (в школе, на транспорте, в театре, в группе, в семье и др.);
знать и соблюдать правила перехода улиц, обхода транспорта, безопасного поведения на улице; сигналы светофора и некоторые
дорожные знаки;
знать и соблюдать правила речевого этикета (благодарность, извинения), выражать приветствие, просьбу, желания;
приметы времен года, зависимость изменений в жизни растений и животных от времен года;
несколько (5-6) распространенных в местности названий растений (цветы, кустарники, деревья) и животных (звери, птицы, насекомые,
рыбы).
Учащиеся должны уметь:
называть членов своей семьи, имена и отчества членов семьи, учителя, воспитателя;
охранять окружающие растения и животных, поливать растения, ухаживать за ними;
распознавать 2-3 животных, относящихся к разным группам;
наблюдать за природой и погодой своего края; вести дневник наблюдений (календарь погоды), фиксировать наблюдения в записях и
зарисовках;
сравнивать погоду, наблюдаемую за 1-2 дня, составлять описание погоды; составлять рассказ о наиболее характерных признаках погоды
1-2 месяцев;
рассказывать учителю, товарищам об интересных событиях, о явлениях природы, своих домашних животных, об увиденном на
экскурсиях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Количество
часов

Содержание

1.

Сезонные изменения в природе

20

2.

Живая природа

13

3.

Повторение

1

Итого:

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

№

Сезонные изменения. Влияние солнца на смену времен года .

Кол-во
часов
1

1

2

1.09.2023

Сутки. Долгота дня летом и зимой.

1

Времена года. Осенние месяцы.

1

3

8.09.2023

22.09.2023

Растения осенью. Практическая работа № 1 «Сбор семян для подкормки
4

Дата

1
29.09.2023

птиц»
Животные осенью.

1

5

6.10.2023

1
6

Занятия людей осенью.

13.10.2023

7

Вода. Практическая работа № 2 «Свойства воды».

1

20.10.2023

8

Температура воды. Вода в природе.

1

27.10.2023

9

Комнатные растения. Практическая работа №3 «Уход за комнатными растениями».

1

10.11.2023

10 Части растений.

1

17.11.2023

11 Жизнь растений. Огород.

1

24.11.2023

Овощи. Овощи в питании человека.

1

1.12.2023

13 Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

1

8.12.2023

14 Уход за растениями сада и огорода.

1

15.12.2023

15 Зима. Зимние месяцы.

1

22.12.2023

16 Растения зимой.

1

29.12.2023

17 Животные зимой.

1

12.01.2024

18 Занятие людей зимой.

1

19.01.2024

19 Животные. Кошка и рысь. Породы кошек.

1

26.01.2024

12

20 Животные. Собака и волк. Породы собак.

21 Рыбы: внешний вид, среда обитания .

22 Весна. Весенние месяцы.

23 Растения весной.

24 Животные весной.
Занятие людей весной.

1
2.02.2024

1

9.02.2024

1
16.02.2024

1

1

1.03.2024

15.03.2024

1

25

22.03.2024

26 Гигиена тела человека.

1

5.04.2024

27 Органы пищеварения.

1

12.04.2024

28 Питание человека. Правила питания.

29 Профилактика отравлений.

1

1

19.04.2024

26.04.2024

30 Лето. Летние месяцы.

31 Растения летом.

32 Животные летом.

1
3.05.2024

1

6.05.2024

1
10.05.2024

33 Занятие людей летом.

1

17.05.2024

34 «Что мы узнали?»

1

24.05.2024

Всего

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».