МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" МР "КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН" МКОУ "Ефимовская ООШ" Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с ОВЗ для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Вариант 2.1) 2 класс Составитель программы: учитель начальных классов Магомедова Р.Р. С.Ефимовка,2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» предметной области «Русский язык и литературное чтение» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Данная федеральная рабочая программа на уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (варианты 2.1.), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания. Реализация АООП (вариант 2.1.) обеспечивает слабослышащим и позднооглохшим обучающимся уровень начального общего образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе. Учебный предмет «Литературное чтение» применительно к уровню начального общего образования по варианту 2.1. представлен во 2 классе после завершения работы пл обучению грамоте. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по варианту 2.1. основными задачами реализации содержания учебных предметов предметной области «Русский язык и литературное чтение» являются: формирование первоначальных навыков чтения и письма (овладение грамотой); развитие устной и письменной коммуникации, способности к извлечению информации из читаемых текстов, умений выразить замысел в процессе письма; уточнение, обогащение и активизация словарного запаса, расширение запаса синтаксических конструкций и преодоление аграмматизмов, совершенствование навыков связной речи, работу над лексической, грамматической, смысловой точностью и ясностью; формирование навыков построения предложений с одновременным уточнением значения входящих в них словоформ; приобретение элементарных грамматических знаний, умений и навыков, подготавливающих к изучению систематического курса грамматики; осознанное построение и структурно-семантическая организация речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; развитие способности пользоваться письменной и устной речью для решения социально-бытовых и коммуникативных задач; формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом; развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося; развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны, использование сформированных умений в процессе устной коммуникации; формирование житейских понятий, развитие мышления, умений работать в коллективе. По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих обобщенных предметных результатов в освоении адаптированных программ предметной области «Русский язык и литературное чтение»: понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач; владение устно-дактильной формой речи как вспомогательной; умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой); сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, стремления к улучшению качества собственной словесной речи; овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками; сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений; овладение техникой чтения вслух (реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и про себя; владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста, оценивание поступков героев; овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое). Реализация содержания предметной области способствует созданию основы для развития речевой деятельности обучающихся, для дальнейшего освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний. Поскольку предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена как интегративная область, результаты освоения учебных программ могут быть оценены только в совокупности, как целостный единый результат овладения языком. Учебный предмет «Литературное чтение» применительно к уровню начального общего образования по варианту 2.1. представлен во 2 классе после завершения работы пл обучению грамоте. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по варианту 2.1. основными задачами реализации содержания учебных предметов предметной области «Русский язык и литературное чтение» являются: овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; формирование речевых умений и навыков (устная, письменная речь); развитие устной и письменной коммуникации, правильного и осознанного чтения; овладение способностью пользоваться письменной и устной речью для решения социально-бытовых и коммуникативных задач; формирование умений работать с текстом, понимать его содержание; формирование умения выражать свои мысли; развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления речевых единиц; развитие способности к словесному (в письменной и устной формах) самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося; развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны, использование сформированных умений в процессе устной коммуникации. По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих обобщенных предметных результатов в освоении адаптированных программ предметной области «Русский язык и литературное чтение»: понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач; владение устно-дактильной формой речи как вспомогательной; умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой); сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, стремления к улучшению качества собственной словесной речи; овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками; сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений; овладение техникой чтения вслух (реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и про себя; владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста, оценивание поступков героев; овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое). Поскольку предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена как интегративная область, результаты освоения учебных программ могут быть оценены только в совокупности, как целостный единый результат овладения языком. Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает на этапе начального общего образования в качестве средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из истории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и обобщения – все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности ребёнка. Особенно значима функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены. Задачами обучения чтению являются: дальнейшее совершенствование первоначального чтения, его правильности, беглости, сознательности, выразительности; формирование полноценного восприятия обучающимися художественного произведения; развитие у них нравственно-эстетических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаний об окружающем мире. На выполнение этих задач направлена цель – формирование культуры чтения обучающихся, что является составной частью общекультурного развития человека. Содержание материала по литературному чтению представлено произведениями русской и современной художественной и научно- популярной литературы, устного народного творчества, охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей обучающегося действительности и обеспечивает необходимую подготовку для изучения систематического курса литературы на этапе основного общего образования. Для каждого обучения в программе выделяются разделы: 1) умения и навыки чтения, работа над текстом и связной речью; 2) внеклассное чтение. Повышению эффективности обучения чтению способствует целенаправленный подбор текстов, обеспечивающих общее и речевое развитие и одновременно вызывающих у детей интерес к этому виду речевой деятельности. Тематика чтения (как и количество часов), указанная в программе, является примерной и может быть частично изменена с учётом региональных особенностей, условий обучения, личностных характеристик детей класса. При обучении чтению следует иметь в виду особую значимость воспитания эстетического отношения к читаемому произведению. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных героев, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Необходимо помочь слабослышащему и позднооглохшему обучающемуся эстетически воспринять читаемое. Каждое произведение или даже отрывок из него должно осваиваться обучающимися как художественная ценность, а не только как источник знаний. Продвижение обучающихся в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии обеспечивается путём усвоения постепенно (от класса к классу) усложняющихся по содержанию, языку и оформлению произведений и книг. В центре внимания на уроках литературного чтения должно быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка. Большая часть времени (30-35 минут) на уроках литературного чтения отводится чтению и работе над текстом. Беседы, рассказы, предваряющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произведений, возбуждать интерес к ним, эмоционально настраивать обучающихся и помогать правильному восприятию этих произведений. Для активизации обучающихся на уроке и повышения их интереса к чтению необходимо использовать методы, развивающие творческую активность, воображение и фантазию, создавать игровые ситуации; практиковать задания творческого характера (чтение по ролям, пересказ от имени героев, домысливание его судьбы, продолжение рассказа, сопоставление произведений с репродукциями картин, с музыкальными произведениями и др). Начиная со 2 класса ведется систематическая работа над языком художественных произведений. Учащихся побуждают активно использовать сравнения, эпитеты, различные обороты речи из художественных произведений в собственных письменных работах. Необходимо поощрять осмысленное заучивание стихов. Обучение чтению предполагает использование на уроках жизненного опыта обучающихся, который обучающиеся получают во время экскурсий, посещения культурных мероприятий, наблюдений за природой, общественной жизнью, трудом взрослых. Учебные предметы предметной области «Русский язык и литературное чтение», наряду с другими предметами основных образовательных областей, составляют обязательную часть учебного плана по вариантам 2.1. Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по вариантам 2.1., предусмотрено в учебное (урочное) время. Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана, может быть произведено за счет другой части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и обеспечивающей реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Обучение чтению на уроках дополняется внеклассным чтением школьников, где продолжает формироваться интерес к книгам, положительное отношение к самостоятельному чтению, осуществляется дальнейшее речевое и общее развитие детей. Предусматривается формирование умений самостоятельно ориентироваться в книге, работать над заданиями к тестам, обращаться к оглавлению книги и т.д. Знания о книгах и их авторах приобретаются детьми в процессе непосредственной практической деятельности. При отборе произведений для внеклассного чтения следует учитывать интересы обучающихся. Программа определяет умения, которые необходимо формировать у школьников в определённые периоды обучения, тематику чтения (с примерным распределением учебных часов). В случае наличия у слабослышащего и позднооглохшего обучающегося задержки психического развития важным фактором успешности его обучения является дифференцированный подход при адекватно подобранных формах и методах коррекционной помощи с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. У таких обучающихся отмечается кратковременная словесная память, они плохо устанавливают причинно-следственные, целевые зависимости, трудно «входят» в задание, не уверены в правильности своих действий. Их характеризует общая заторможенность или, наоборот, расторможенность, импульсивность, неравномерная работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная нервозность. Для обучающихся типичны трудности в развитии речи, понятийного мышления, но в то же время они незначительно отстают в развитии наглядных форм мышления и памяти по сравнению с обычными слабослышащими и позднооглохшими детьми. Обучение требует планомерной систематической работы, предполагающей определенную дозировку требований, строгую последовательность в отработке содержания обучения, пошаговость в формировании различных умений, в овладении школьниками речевым материалом. В некоторых случаях возможна небольшая корректировка содержания обучения с сохранением основных программных требований. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ВАРИАНТ 2.1. 2 КЛАСС Навыки чтения Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми словами без искажения и пропусков. Слоговое чтение сложных, трудных для произношения слов. Соблюдение соответствующего темпа (50-60 слов в минуту к концу года). Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучеиию произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением. Соблюдение правильной интонации в предложениях с соответствую знаками препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Выразительное чтение с соблюдением пауз между предложениями и частями текста (после подготовки с учителем). Выделение при чтенииважных по смыслу слов. Чтение знакомого текста про себя. Работа с текстом Пересказ содержания прочитанного текста (сначала по вопросам учителя); подготовка к самостоятельному пересказу. Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинноследственные отношения, последовательность действий, оценку поступков и др. Деление текста на части по вопросам. Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного по отдельным вопросам. Выделение действующих лиц. Выбор из текста (с помощью учителя) слов и предложений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы. Чтение текста по ролям (с драматизацией и без неё). Заучивание стихотворений и отрывков из прочитанных произведений (9-10 в год). Ориентировка в книге. Нахождение нужного произведения в оглавлении книги. Использование условных обозначений при работе с книгой. Усвоение правил обращения с книгой. Знакомство с новым рассказом до чтения (умение найти фамилию автора, заглавин произведения, рассмотреть иллюстрации, определить примерное содержание книги) Определение призких по тематике рассказов, умение найти в учебнике произведения одного автора. Знание основных элементов книги: переплёт (обложка), корешок, страницы, заглавие, оглавление (содержание). Внеклассное чтение. Круг чтения или учебный материал. Чтение доступных по содержанию рассказов, сказок. Работа с книгой (знания, умения, навыки). Знание названия произведения, фамилии автора. Выделение из текста незнакомых слов и различение значения слов в контексте. Развитие приобретённых на уроках чтения умений рассказывать о прочитанном, давать простейшую оценку поступков героев. Сообщение о своих наблюдениях, случаях из жизни (по аналогии с прочитанным). Обсуждение прочитанного (формирование умения пересказать товарищам прочитанное и понять рассказанное товарищами). Ориентировка в оглавлении и на страницах книги. Соблюдение правил гигиены чтения и правил обращения с книгой. Знание основных элементов книги: переплёт (обложка), корешок, страницы, заглавие, оглавление (содержание). Обогащение опыта творческой деятельности: 1. Обогащение опыта эстетического восприятия: • формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира; • развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире; • формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи. 2. Развитие умения выразить свои впечатления: • проводить игры со словами; • коллективно сочинять различные истории; • составлять рассказы на свободные темы. 3. Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений: • рисование красками; • словесными описаниями; • рассказ по собственному рисунку; • придумывание своей концовки. 4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы: • приобщать к миру поэзии; • развивать поэтический вкус. 5. Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение: знатьсредства художественной выразительности (эпитеты, сравнение); жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение); жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка). Место курса «Литературное чтение» в учебном плане На изучение «Литературного чтения» во 2 классе — 68 часов (34 учебные недели по 2 ч. в неделю). Круг чтения и опыт читательской деятельности Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. А. Есенин, В. В. Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты обучения Личностные результаты освоения программ комплексного предмета «Литературное чтение» («Чтение и развитие речи», «Литературное чтение») характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи). Личностные результаты предполагают готовность и способность ребёнка с нарушением слуха к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: 1) гражданско-патриотического воспитания: осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны); формирование чувства гордости за свою родину; применение в обучающих и реальных жизненных ситуациях собственного опыта и расширение представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха; 2) духовно-нравственного воспитания: представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление этических чувств, стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; осознание правил и норм поведения, правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 3) эстетического воспитания: проявление интереса к культурным достижениям своей страны, разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности; 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое); установка на безопасный, здоровый образ жизни; 5) трудового воспитания (в том числе по направлениям формирования учебной деятельности и сотрудничества): принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в аналогичных и новых ситуациях, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач; способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; свободный выбор доступных средств общения по ситуации и с учётом возможностей других членов коллектива; умение включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, готовность участвовать в повседневных делах наравне со взрослыми; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной деятельности); 6) экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе; принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; проявление элементарной экологической грамотности; 7) ценности научного познания: любознательность, стремление к расширению собственных навыков общения и накоплению общекультурного опыта; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; положительное отношение к школе, к учебной деятельности, понимание смысла учения; осмысленность в усвоении учебного материала, устойчивый интерес к получению новых знаний; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нем; стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта; способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека. Метапредметные результаты обучения Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; освоение способов решения проблем поискового и творческого характера; активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития глухих детей) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия: желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты обучения К концу 2 класса обучающиеся научатся: • осознанно читать вслух (темп чтения — ориентировочно не менее 50 слов в минуту) или про себя (ориентировочно 55—65 слов в минуту); • находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); • делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения; • выделять главную мысль прочитанного произведения; • определять тему произведения; • сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану; • отвечать на вопросы по содержанию картины художника; • составлять описание природы, предметов; • пересказывать текст подробно и выборочно; • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; • выразительно читать диалоги, читать по ролям; • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); • воссоздавать художественные образы литературного произведения, • различать элементы книги: обложку, оглавление, титульный лист, иллюстрацию, аннотацию. Навыки чтения Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми словами. Слоговое чтение сложных, трудных для произношения слов. Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением. Соблюдение правильной интонации в предложениях в соответствии со знаками препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), пауз между предложениями и частями текста. Чтение знакомого текста про себя. Работа с текстом Подробный рассказ содержания прочитанного (по вопросам учителя). Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные отношения, последовательность действий, оценку поступков и др. Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного. Выделение действующих лиц. Чтение текста по ролям (с драматизацией и без неё). Различение рассказа, стихотворения, сказки. Заучивание стихотворений наизусть. Подробный рассказ содержания прочитанного (по вопросам учителя). Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные отношения, последовательность действий, оценку поступков и др. Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного. Выделение действующих лиц. Чтение текста по ролям (с драматизацией и без неё). Различение рассказа, стихотворения, сказки. Заучивание стихотворений наизусть Ориентировка в книге. Нахождение нужного произведения в оглавлении книги. Использование условных обозначений при работе с книгой. Усвоение правил обращения с книгой. Знакомство с новым рассказом до чтения (умение найти фамилию автора, заглавин произведения, рассмотреть иллюстрации, определить примерное содержание книги) Определение призких по тематике рассказов, умение найти в учебнике произведения одного автора. Знание основных элементов книги: переплёт (обложка), корешок, страницы, заглавие, оглавление (содержание). Внеклассное чтение. Круг чтения или учебный материал. Чтение доступных по содержанию рассказов, сказок. Работа с книгой (знания, умения, навыки). Знание названия произведения, фамилии автора. Выделение из текста незнакомых слов и различение значения слов в контексте. Развитие приобретённых на уроках чтения умений рассказывать о прочитанном, давать простейшую оценку поступков героев. Сообщение о своих наблюдениях, случаях из жизни (по аналогии с прочитанным). Обсуждение прочитанного (формирование умения пересказать товарищам прочитанное и понять рассказанное товарищами). Ориентировка в оглавлении и на страницах книги. Соблюдение правил гигиены чтения и правил обращения с книгой. Знание основных элементов книги: переплёт (обложка), корешок, страницы, заглавие, оглавление (содержание). Обогащение опыта творческой деятельности: 1. Обогащение опыта эстетического восприятия: • формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира; • развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире; • формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи. 2. Развитие умения выразить свои впечатления: • проводить игры со словами; • коллективно сочинять различные истории; • составлять рассказы на свободные темы. 3. Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений: • рисование красками; • словесными описаниями; • рассказ по собственному рисунку; • придумывание своей концовки. 4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы: • приобщать к миру поэзии; • развивать поэтический вкус. 5. Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение: знатьсредства художественной выразительности (эпитеты, сравнение); жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение); жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка). Место курса «Литературное чтение» в учебном плане На изучение «Литературного чтения» во 2 классе — 68 часов Круг чтения и опыт читательской деятельности Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. А. Есенин, В. В. Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная,справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Темы курса «Здравствуй, школа!», «Осенняя пора», «Ребятам о зверятах», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Здравствуй, зимушка-зима!», «Учимся трудиться», «И в шутку и всерьёз», «Мамин праздник», «Весна идёт!», «Родина любимая», «Скоро лето!» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Литературное чтение (68 ч)1 Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Вводный урок по курсу литературное чтение (1 ч) Введение. Знакомство с учебником по литературному Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в чтению. Система условных обозначений. Содержание учебнике. учебника. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Самое великое чудо на свете (3 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество писателя, талант читателя. Проект: «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения по тем: «Старинные книги древней Руси», «О чем может рассказать старинная книга» Высказывание о книгах К Ушинского, М.Горького, Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Л.Толстого. Классификация высказываний. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия Напутствие читателю Р.Сефа. выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. Устное народное творчество (8ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы- малые жанры устного народного творчества. Ритм- основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики». Использование Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. приема звукозаписи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев. Оценка достижений Люблю природу русскую. Осень (7 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, содержания раздела. сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять Картины осенней природы. свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Осенние загадки. Сравнивать их. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. А.Плещеева, А.Фета, А Толстого, С.Есенина. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать природы. Средства художественной выразительности. музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Сравнение. Прием звукозаписи как средств Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. выразительности. Сравнение художественного и научно- Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные популярного текстов. Сравнение лирического придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. поэтического и прозаического текстов. Выразительное Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. чтение стихотворений. Оценка достижений. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. Русские писатели (13 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. А.С.Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картина моря в сказке. характеристика героев произведения. И.А.Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И.А.Крылова. сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотношение смысла басни с пословицей. Л.Н.Толстой. Басни Л.Н.Толстого. нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л.Н.Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений. Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе. О братьях наших меньших (8 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. содержания раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Веселые стихи о животных. А.Шибаева, Б.Заходера, Определять последовательность событий. И.Пивоваровой, В.Берестова. заголовок стихотворения. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Настроение стихотворения. Приемы сказочного текста в Видеть красоту природы, изображённую в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Рифма. научно-популярный текст. Н.Сладкова. рассказы Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку о животных М.Пришвина. , Е.Чарушина, Б.Житкова, поступкам. Оценивать свой ответ. В.Бианки. герои рассказа. Нравственный смысл Проверять себя и самостоятельно поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. на основе плана, вопросов, рисунков. Выбирать книги по темам и по авторам. Оценка планируемых достижений. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Из детских журналов (3 ч) Знакомство в название раздела. Прогнозировать Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. содержание раздела. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными Придумывание своих вопросов по содержанию, вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. сравнение их с необычными вопросами их детских Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. журналов. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Произведения их детских журналов. Игра в стихи. Ориентироваться в журнале. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Заголовок. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной Участвовать в работе пары и группы. мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. чтение на основе ритма. Проект: «Мой любимый детский Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. журнал» Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Оценка своих достижений. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Оценивать свои достижения. Люблю природу русскую. Зима (8 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию содержания раздела. сборника. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Воспринимать на слух художественный Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С,Дрожжина. текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. представить зимние картины. Авторское отношение к Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. зиме. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, произведения. Герой произведения. Характеристика использовать слова антонимы для их характеристики. героев. Новогодняя быль. С.Михалков. особенности данного жанра. Чтение по ролям. Веселые стихи о зиме. А.Барто, А.Прокофтева. Оценка достижений. Писатели детям (9ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. содержания раздела. Воспринимать на слух художественный текст. К.Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. горе». Настроение стихотворения. Рифма. Прием Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и звукозаписи как средство создания образа. Авторское толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, отношение к изображаемому. Чтение по ролям. используя слова-антонимы. С.Я.Маршак. Герои произведений С.Маршака «Кот и Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. Загловок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. поступки. А.Л.Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукозапись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н.Н.Носов. юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений. Я и мои друзья (2 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях. В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-эстетические представления. Рассказы. Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образом. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. Оценка достижений. Люблю природу русскую. Весна (2 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. Настроение стихотворения. Прием контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукозапись. Прогнозирвать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения. Оценка достижений. И в шутку и всерьёз (2 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Веселые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, В.Берестова, И,Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок – входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценировка стихотворения. Веселые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В.Драгунского. герои юмористических рассказов. Особое Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений. Литература зарубежных стран (2 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. содержания раздела. Выставка книг. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Американские, английские, французские, немецкие Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, различия. Л.Яхнина. сравнение русских и зарубежных песенок. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Ш.Перро «Кот в сапогах». «Красная шапочка». Герои Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и и различия. Давать характеристику героев произведения. русских сказок. Творческий пересказ6 дополнение Придумывать окончание сказок. содержания сказки. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть зарубежных сказок. волшебные события и предметы в сказках. Участвовать в проектной деятельности. Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Составление Создавать свои собственные проекты. плана сказки с русской пословицей. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; Проект: «Мой любимый писатель-сказочник». составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценка достижений Оценивать свой ответ. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. Внеклассное чтение - 68 часов (в год) ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № 1. Тема Стихотворение «Первый день календаря» С. Маршак. Кол-во Дата часов 1 4.09.2023 Рассказ «Бабушка и внучка» В.Осеева. Рассказ «Все куда-нибудь идут». В. Голявкин 2. 3. Рассказ «Как я под партой сидел». По В. Голявкину.Рассказ «Как Алёшке учиться надоело». Проверь себя! 1 1 6.09.2023 11.09.2023 1 13.09.2023 1 18.09.2023 Задания по теме «Здравствуй, школа!» 4. Стихотворение «Осень» (Отрывок). А. Майков. Сказка «Осень на пороге». По Н. Сладкову 5. Стихотворения «Опёнок», «Егор и Мухомор», «Боровик». А. Прокофьев. Рассказ «Недосмотренные грибы» по М. Пришвину 6. Стихотворение «Ласточки пропали…» (Отрывок). 1 20.09.2023 7. А. Фет. Стихотворение «Скучная картина!..». А. Плещеев Рассказ «Журавли» по И. Соколову-Микитову .Рассказ «Ёж». 1 25.09.2023 8. И. Соколов-Микитов «Уж небо осенью дышало…» (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин») А. Пушкин. 1 27.09.2023 9. Рассказ «Снегири и коты» по Ю. Ковалю 1 2.10.2023 1 4.10.2023 И. Соколов-Микитов. Рассказ «Белки». 10. Проверь себя! Задания по теме «Осенняя пора» 11. Рассказ «Умная галка». 1 9.10.2023 12. Рассказ «Васька» К. Ушинский. Рассказ «Заячий сон» по Н. Сладкову. 1 11.10.2023 13. Сказка «Загадочный зверь» по Н. Сладкову 1 16.10.2023 14. Рассказ «Ёж-спаситель» по В. Бианки. Рассказ «Как Томка научился плавать» по Е. Чарушину. 1 18.10.2023 15. Рассказ «Три котёнка» В. Сутеев 1 23.10.2023 16. Проверь себя! 1 25.10.2023 Задания по теме «Ребятам о зверятах» 17. Сказка «Когда можно плакать?» по С. Прокофьевой. Рассказ «Маша и Ойка» С. Прокофьева. 1 8.11.2023 18. Рассказ «Как я всех обмануть хотел» по В. Голявкину 1 13.11.2023 19. Рассказ «Хорошее» по В. Осеевой. Рассказ «Плохо» по В. Осеевой. 1 15.11.2023 20. Рассказ «Просто старушка» по В. Осеевой 1 20.11.2023 21. Рассказ «Печенье» по В. Осеевой. Стихотворение «Катя» А. Барто 1 22.11.2023 22. Рассказ «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк 1 27.11.2023 23. Проверь себя! Задания по теме «Что такое хорошо и что такое плохо» 24. Стихотворение «Встреча зимы» (Отрывок) И. Никитин. 1 1 29.11.2023 4.12.2023 25. Сказка «Под снегом» по Н. Сладкову 1 6.12.2023 26. Рассказ «Деревья в лесу» М. Пришвин. 1 11.12.2023 27. Стихотворение «Зимнее утро» (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»). 1 13.12.2023 А. Пушкин 28. Рассказ «Узоры на снегу» по И. Соколову-Микитову.Рассказ «Про снежный колобок» по Н. Калининой 29. Рассказ «Что за зверь?». 1 1 18.12.2023 20.12.2023 30. Стихотворение «Белые стихи» (Отрывок) С. Михалков 31. Рассказ «Мороз не страшен» по К. Ушинскому. Рассказ «Как я встречал Новый год» по В. Голявкину 1 1 25.12.2023 27.12.2023 32. Стихотворение «Под Новый год» (Отрывок). 1 8.01.2024 Л. Толстой. Сказка «Урок дружбы» по М. Пляцковскому. Рассказ «Бишка» К. Ушинский Е. Чарушин. Рассказ «На горке» по Н. Носову. С. Михалков 33. Проверь себя! 1 10.01.2024 Задания по теме «Здравствуй, зимушка-зима» 34. Рассказ «Старик и яблони». 1 15.01.2024 Л. Толстой.Стихотворение «Мы строим» (Отрывок). 35. С. Михалков. Рассказ «Своими руками». 1 17.01.2024 В. Осеева. Рассказ «Строитель» по В. Осеевой 36. Стихотворение «Строители». 1 22.01.2024 Б. Заходер 37. Рассказ «Для чего руки нужны» по Е. Пермяку. Рассказ «Смородинка». 1 24.01.2024 По Е. Пермяку 38. Проверь себя! 1 29.01.2024 Задания по теме «Учимся трудиться» 39. Рассказ «Ёжик». 1 31.01.2024 По Г. Цыферову 40. Сказка «Умка хочет летать». 1 5.02.2024 По М. Пляцковскому 41. Сказка «Яблоко». 1 7.02.2024 По В. Сутееву 42. Сказка «Под грибом». 1 12.02.2024 По В. Сутееву 43. Рассказ «Леденец». 1 14.02.2024 По Н. Носову 44. Рассказ «Ступеньки». 1 19.02.2024 По Н. Носову 45. Рассказ «Лучший друг». 1 21.02.2024 Ю. Ермолаев 46. Стихотворение «Подарок». 1 26.02.2024 Б. Заходер. Стихотворение «Повара». Е. Благинина 47. Проверь себя! Задания по теме «И в шутку и всерьёз» 48. Стихотворение «Март» (Отрывок). 1 1 28.02.2024 4.03.2024 Ю. Коринец. Стихотворение «Всё начинается с мамы» А. Костецкий. Стихотворение «Бабушке» А. Костецкий 49. Рассказ «Сыновья». 1 6.03.2024 В. Осеева. Рассказ «Как я помогал маме мыть пол» по В. Голявкину 50. Сказка «У белочки была очень хорошая мама…» по Е. Ульевой 51. Проверь себя! 1 1 11.03.2024 13.03.2024 Задания по теме «Мамин праздник» 52. Стихотворение «Зима недаром злится…». 1 18.03.2024 1 20.03.2024 1 1 1 1 1.04.2024 3.04.2024 8.04.2024 10.04.2024 В. Степанов. 58. Рассказ «Наша Родина» Ю. Яковлев. 59. Рассказ «Волга» по Ю. Яковлеву 60. Рассказ «Наше отечество» К. Ушинский. 1 1 1 15.04.2024 17.04.2024 22.04.2024 «Сестра» Л. Кассиль. 61. Рассказ «Дедушкин орден». 1 24.04.2024 1 1 1 1 29.04.2024 6.05.2024 8.05.2024 13.05.2024 Ф. Тютчев. Рассказ «Чем пахнет весна». Э. Шим 53. Рассказ «Вежливая галка». 54. 55. 56. 57. 62. 63. 64. 65. По Н. Сладкову. Рассказ «Тёплая струйка» по Н. Сладкову Сказка «Медведь и солнце» по Н. Сладкову. Стихотворение «Одуванчик» О. Высотская. Рассказ «Муравейник зашевелился» В.Бианки Проверь себя! Задания по теме «Весна идёт!» Стихотворение «Что мы Родиной зовём». А. Митяев. Стихотворение «Быль для детей» (Отрывок) С. Михалков Проверь себя! Задания по теме «Родина любимая» Рассказ «Лето в лесу» по И. Соколову-Микитову. Рассказ «Светляки» по И. Соколову-Микитову Стихотворение. «Яблонька». Е. Благинина. Сказка «Утренние лучи». 66. К. Ушинский. Рассказ «Умная кура» по 1 15.05.2024 М. Зощенко. 67. Сказка «Непослушные малыши» по Н. Сладкову 1 20.05.2024 1 68 22.05.2024 68. Проверь себя! Задания по теме «Скоро лето» Всего