ОВЗ математика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" МР "КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН"
МКОУ "Ефимовская ООШ"

Адаптированная рабочая программа по
учебному предмету «Математика»
для обучающихся с ОВЗ
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(Вариант 2.1)
2 класс
Составитель
программы: учитель
начальных классов
Магомедова Р.Р.
С.Ефимовка,2023г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Данная федеральная рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования слабослышащих и
позднооглохших обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ для варианта 2.1., и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Реализация АООП для варианта 2.1. обеспечивает слабослышащим и позднооглохшим обучающимся уровень начального общего
образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями
ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует
наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его
изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и
тематическому планированию.
Цели изучения учебного предмета «Математика»: освоение начальных математических знаний; получение опыта решения учебных и
практических задач средствами математики; формирование способности к математической деятельности, развитие пространственного
воображения, математической речи, умения строить рассуждения и вести поиск информации; развитие интереса к математике как к науке.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для обучающихся по варианту 2.1. основными задачами реализации
содержания учебных предметов предметной области «Математика и информатика» являются:


обеспечение овладения основами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и другим);



формирование опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;



обеспечение овладения способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач,
связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей (ориентироваться и использовать меры
измерения пространства, времени, температуры и другое, в различных видах обыденной практической деятельности, разумно
2

пользоваться «карманными» деньгами и т. д.;


развитие у обучающихся пространственных и количественных представлений, усвоение «житейских понятий» в тесной связи с
предметно-практической деятельностью;



формирование умений осуществлять выполнение математических действий и решение текстовых задач, распознавать и изображать
геометрические фигуры;



развитие восприятия (слухозрительно и на слух), достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики,
используемой при изучении данного предмета, а также лексики по организации учебной деятельности.
Реализация поставленных целей и решение указанных задач предполагают как обеспечение преемственности при переходе на уровень

основного общего образования, так и учет первоначального уровня развития школьников, поступающих в школу. Обучающиеся с
нарушенным слухом за период начального основного образования должны освоить достаточный объем знаний и навыков для перехода на
уровень основного общего образования, соотносимый с уровнем математического развития нормально слышащих сверстников. В связи с
этим, в данную программу заложены необходимые базовые академические знания, а также основные практические навыки применения
математических знаний и представлений, дающие возможность последующего обучения.
К моменту приема в школу слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся находятся на разных ступенях развития речи и
познавательной

деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково

подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Как правило, слабослышащий
обучающийся проявляет свою любознательность, задает вопросы педагогическим работникам, родителям (законным представителям),
другим детям, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

3

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младшего школьника с нарушением слуха: он учится
познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшему школьнику удивительный мир чисел и
их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.
Коррекционная направленность предмета:


развитие мышления (визуального, понятийного, логического, речевого, абстрактного, образного);



развитие внимания (устойчивости, переключаемости с одного вида деятельности на другой, объёма и работоспособности);



развитие памяти (зрительной, слуховой, моторной; быстроты и прочности запоминания);



побуждение к речевой деятельности, умение достаточно полно и логично выражать свои мысли в соответствии с задачами,
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и действием;



формирование способности воспринимать речевой материал слухозрительно, формирование и совершенствование навыка чтения с
губ;



максимальное использование сохранных анализаторов школьника с нарушением слуха;



повышение мотивации учебной деятельности (прилежания, отношения к отметке, похвале или порицанию учителя);



формирование эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию, чувств долга и ответственности).
В основе разработки предметного содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности, коррелирующие со

становлением личности младшего школьника:
- понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов,
процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений
природы и человека (памятники архитектуры, предметы искусства и культуры, объекты природы);

4

-

владение

математическим

языком,

элементами

алгоритмического

мышления

позволяет

ученику

совершенствовать

коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или
подтверждать истинность предположения).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов
(количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления
информации). Приобретенные учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных
арифметических вычислений, приемы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение
геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной
функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
При разработке и реализации рабочей программы образовательной организацией должны быть учтены возможности использования
электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы,
электронные учебники и тренажеры, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе
начальной школы. Предметная область «Математика» имеет интегративный характер, соединяя в равной мере социальные «житейские»
знания, когнитивные (познавательные, логистические) умения и вычислительные навыки.
Содержание обучения в каждом классе включает перечень универсальных учебных действий (УУД) — познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учетом возрастных
особенностей младших школьников. В связи с тем, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных
(определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и
коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень
дан в разделе планируемых результатов освоения программы на уровне начального общего образования.
5

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе, характерные для обучающихся с нарушениями слуха: в образовательной
деятельности слабослышащих и позднооглохших обучающихся на ступени начального общего образования уроки математики
рассматриваются как часть единого образовательного процесса, где формируются единые для всех уроков и специфические для уроков
математики предметно-практических метапредметные умения, обеспечиваются межпредметные связи, что приводит к осмысленности
действий и повышению функциональной грамотности слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Традиционно в уроки математики включается предметно-практическая деятельность, решаются задачи развития разговорной и
монологической речи, навыков восприятия с опорой на остаточный слух и внятности речи. Младшие школьники проявляют интерес к
математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить
зависимости и закономерности, их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических
явлений способствует процесс моделирования, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными
средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих обобщенных предметных результатов в освоении
адаптированных программ предметной области «Математика»:
1) использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки
количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности;
2) овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными
навыками, математической терминологией (понимать, слухозрительно воспринимать, воспроизводить с учетом произносительных
возможностей и самостоятельно использовать), необходимой для освоения содержания курса;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;
4) умение выполнять арифметические действия с числами;
5) накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач;
6) умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических
задач, приобретение начальных умений работы с диаграммами, умением объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы
6

(используя доступные вербальные и невербальные средства).
7) овладение основами компьютерной грамотности.

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
2 КЛАСС
В учебном плане по варианту 2.1. на изучение курса математики во 2 классе отводится 2 часа в неделю. За год на изучение
программного материала отводится 68 часов.
Числа и величины
Читать (называть с учетом индивидуальных речевых возможностей, понимать), записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля
до ста. Устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность
по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа
в несколько раз). Группировать числа по заданному установленному признаку. Читать (называть с учетом индивидуальных речевых
возможностей, понимать), записывать и сравнивать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и
соотношения между ними (килограмм, час, километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр).
Арифметические действия
Выполнять письменно действия сложение и вычитание в пределах 100 (устно в пределах 10) с использованием таблиц сложения.
Выполнять действия умножения и деления в пределах 100 с использованием таблицы умножения. Выделять неизвестный компонент
арифметического действия и находить его значение. Вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия,
со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
Понимать условие и вопрос задач, доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению, устанавливать зависимость между
величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать
действия и объяснять свой выбор, используя доступные невербальные и вербальные средства. Решать основные типы простых задач
арифметическим способом (в 1 действие).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Определять расположение предметов относительно других в пространстве и на плоскости. Распознавать, называть (с учетом
произносительных возможностей), изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат), в том числе
8

по письменному и устному заданию, давать словесный отчет по заданию. Выполнять построение геометрических фигур с заданными
измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. Соотносить реальные объекты с моделями геометрических
фигур.
Геометрические величины
Измерять длину отрезка. Измерять стороны треугольника, прямоугольника и квадрата. Знать соотношение мер длины. Уметь
определять время по часам (с точностью до часа).
Работа с информацией
Устанавливать истинность (верно, неверно) доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению утверждений о числах,
величинах, геометрических фигурах. Читать (называть с учетом индивидуальных речевых возможностей, понимать) доступные готовые
таблицы с рисунками, текстами и символами. Заполнять таблицы соответствующей информацией.

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программ по предмету «Математика» предметной области «Математика» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру,
другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости,
ответственность, установка на принятие учебной задачи). Личностные результаты предполагают готовность и способность ребёнка с
нарушением слуха к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1)

гражданско-патриотического воспитания:

осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города,
страны); формирование чувства гордости за свою родину; применение в обучающих и реальных жизненных ситуациях собственного опыта
и расширение представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха;
2)

духовно-нравственного воспитания:

представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление этических чувств, стремление проявления заботы и
внимания по отношению к окружающим людям и животным; осознание правил и норм поведения, правил взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; способность давать элементарную нравственную оценку
собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); умение выражать свое отношение к результатам
собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования
различных мнений; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при
коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ), готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
10

3)

эстетического воспитания:

проявление интереса к культурным достижениям своей страны, разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах научной деятельности;
4)

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение
адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных
ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое); установка на
безопасный, здоровый образ жизни;
5)

трудового воспитания (в том числе по направлениям формирования учебной деятельности и сотрудничества в совместной

деятельности):
принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности; приобщение к культуре общества,
понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; стремление к
организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в аналогичных и новых ситуациях, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению
творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; готовность и стремление к сотрудничеству со
сверстниками на основе коллективной творческой и научной деятельности; владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия для решения практических и творческих задач; способность к социальной адаптации и интеграции в обществе,
в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании,
коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; свободный выбор доступных средств общения по ситуации
и с учётом возможностей других членов коллектива; умение включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела,
готовность участвовать в повседневных делах наравне со взрослыми;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные
бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной деятельности);
11

6)

экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе; принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред; проявление элементарной экологической грамотности;
7)

ценности научного познания:

любознательность, стремление к расширению собственных навыков общения и накоплению общекультурного опыта; формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; положительное отношение к школе, к
учебной деятельности, понимание смысла изучения математики как науки; осмысленность в усвоении учебного материала, устойчивый
интерес к получению новых знаний; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нем;
стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта; способность регулировать собственную
деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; применять математические знания в
житейских ситуациях, а также для решения практических задач, связанных со взаимоотношениями со сверстниками, со взрослыми.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов и курсов обучающиеся овладевают рядом
междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять
знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
•

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, в том числе оценка правильности и рациональности своих

действий с учетом полученных навыков;
•

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач;
•

освоение способов решения проблем поискового и творческого характера, в частности, применение изученных методов познания

(измерение, моделирование, перебор вариантов);
12

•

активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся)

речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач, в частности, широко использовать изучаемую математическую терминологию и универсальные способы счетной деятельности;
•

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве

Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебной области, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
•

овладение навыками смыслового чтения текстовых математических задач различной сложности, логичного построения разбора их

условий, способов решений в соответствии задачами вычислительной деятельности и задачами коммуникации; получение опыта
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной
проблемой;
•

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации (группировки); построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям; установления аналогий и причинно-следственных связей, в частности, связи и зависимости
между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
•

овладение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

•

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,

социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием предмета «Математика»;
•

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между

объектами и процессами;
•

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в

соответствии с содержанием предмета «Математика», в частности, приобретение практических графических и измерительных навыков для
успешного решения учебных и житейских задач, а также получение опыта работы с информацией (находить и использовать для решения
учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически
представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (дополнять
13

таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; принимать правила, безопасно
использовать предлагаемые электронные средства и источники информации).
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
•

овладение навыками смыслового чтения текстов математических задач и заданий, логичного построения речевых высказываний в

соответствии с задачами коммуникации;
•

понимание и адекватное использование математической терминологии для решения учебных и практических задач

(комментировать процесс вычисления/решения, объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии, формулировать
ответ с использованием текста задачи и/или образца речевого оформления, составлять тексты условия задачи по рисунку и краткой записи,
ставить вопросы исходя из имеющихся данных в условии задачи; строить элементарное логическое рассуждение, сочинять новые задания на
основе знакомых);
•

желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных

ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач;
•

готовность признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою;

•

умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;

•

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

•

активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
•

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия:
•

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;

•

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•

выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

•

находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, находить способ исправления ошибок;
14

•

предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование

уточняющих вопросов, использование образца решения/оформления, проверка промежуточного результата по ходу выполнения действий и
др.);
•

определение общей цели и путей ее достижения;

•

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих;
Предметные результаты
 Знать устную и письменную нумерацию от 1 до 100.
 Знать все случаи сложения и вычитания в пределах 100.
 Знать таблицу умножения и деления.
 Знать случаи умножения на 1 и на 0.
 Решать примеры, включающие в себя 2-3 действия со скобками и без скобок.
 Уметь решать простейшие уравнения на основе знаний зависимости между компонентами и результатами действий.
 Уметь решать основные типы простых задач (решаемых одним действием) с прямой формулировкой условия.
 Знать меры длины и соотношения между ними.
 Чертить отрезок, квадрат, прямоугольник.
 Измерять длину отрезка, длины сторон геометрических фигур.
К завершению начального этапа образования будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут
необходимый уровень академической (образовательной) и жизненной компетентности, развития универсальных (метапредметных) учебных
действий.
15

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (68 часов)
№

Раздел курса, темы,

Программное содержание

Характеристика деятельности

количество часов1

обучающихся
1 четверть

1

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание в пределах 100.

Сложение и вычитание в пределах 100.

(продолжение)

Задачи в одно действие, решаемые сложением

Решение задач в одно действие на сложение и

(10часов)

и вычитанием в пределах 100. Составление

вычитание в пределах 100. Составление краткой

краткой записи условия.

записи условий задач.

Задачи на нахождение суммы.

Выполнение математических поручений и

Задачи на нахождение остатка.

приемов драматизации для усвоения логики

Задачи на увеличение и уменьшение числа на

математических рассуждений

несколько единиц
Задачи на разностное сравнение
Решение уравнений
2

Геометрический материал

Квадрат, прямоугольник, треугольник.

Сравнение предметов различной геометрической

(2 часа, в течение

Измерение и вычерчивание отрезков.

формы. Измерение сторон многоугольников.

четверти)

Измерение сторон многоугольников.

Преобразование величин на основе знаний их

Меры длины: сантиметр, дециметр, метр

зависимости

17

3

Умножение

Нахождение суммы одинаковых слагаемых.

Формирование понятия действия умножения как

(3 часов)

Понятие о действии умножения.

суммы одинаковых слагаемых. Называние

Название и обозначение действия умножения.

компонентов действия умножения. Выполнение

Название компонентов при умножении.

тренировочных упражнений по теме

Таблица умножения на 2, на 3, на 4.
Задачи на нахождение суммы нескольких
равных слагаемых, решаемые умножением
4

Меры времени

Час.

Изучение временной модели, определение

(2 часа, в течение

Определение времени по часам (с точностью

времени по часам

четверти)

до часа)
2 четверть

5

Умножение (продолжение)

Таблица умножения на 5, на 6, на 7.

Тренировка

(13часа)

Таблица умножения на 8, на 9, на 10.

на запоминание табличного умножения.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Решение задач нового типа, составление

Порядок выполнения арифметических

краткой записи условия.

действий в выражениях, содержащих два

Выполнение алгоритмов решения примеров в 2

действия со скобками.

действия со скобками и без скобок

Порядок выполнения арифметических
действий в выражениях, содержащих два
действия без скобок
6

Меры длины
(3 часов, в течение

Сантиметр, дециметр, метр и их соотношение

Преобразование величин на основе знаний их
зависимости
18

четверти)
7

8

Меры времени

Час.

Формирование временных представлений с

(3 часа, в течение

Определение времени по часам (с точностью

использованием модели, ручных, настенных и

четверти)

до часа)

других часов

Деление

Понятие о делении на равные части.

Формирование понятия действия деления как

(2 часа)

Название и обозначение действия деления.

обратного умножению. Оперирование

Название компонентов при делении

предметами и счетным материалом
(драматизация и демонстрация действий).
Называние компонентов действия деления

3 четверть
9

Деление (продолжение)

Таблица умножения и соответствующие

Тренировка на запоминание табличного

(15 часов)

случаи деления

умножения и деления.

Задачи на деление на равные части и по

Называние компонентов действий умножения и

содержанию.

деления при решении примеров и уравнений.

Уравнения. Задачи, решаемые с помощью

Выполнение алгоритмов решения примеров в 3

уравнения. Нахождение неизвестных

действия со скобками и без скобок

компонентов при умножении и при делении.
Порядок выполнения арифметических
действий в выражениях, содержащих
умножение и деление без скобок.
Умножение и деление на 1. Умножение на 0.
Порядок выполнения арифметических
19

действий в выражениях, содержащих три
действия без скобок
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
10

Геометрический материал

Свойство сторон квадрата и прямоугольника.

Практические действия, направленные на

(8 часов, в течение

Измерение сторон многоугольников.

изучение свойств сторон квадратов и

четверти)

Построение многоугольников.

прямоугольников. Выполнение в тетради

Меры длины: миллиметр, сантиметр,

упражнений на построение различных

дециметр, метр и их соотношение

геометрических фигур.
Преобразование величин на основе знаний их
зависимости

4 четверть
12

Повторение и обобщение

Порядок выполнения действий в выражениях

Повторение пройденного материала и

(7 часов)

без скобок.

отработка знаний по изученным темам.

Порядок выполнения действий в выражениях

Обобщение и закрепление пройденного.

со скобками.

Выполнение контрольных заданий

Решение простых уравнений на 4
арифметических действия.
Задачи с прямой формулировкой условия всех
типов на 4 арифметических действия (в одно
действие). Составление краткой записи
условия. Составление задач по рисунку и
краткой записи
20

Геометрический материал: квадрат,
прямоугольник, треугольник. Измерение и
вычерчивание отрезков. Измерение и
построение многоугольников
Меры длины: миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр — и их соотношения
Меры времени: час. Определение времени по
часам (с точностью до часа)

21

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (68 ч)
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Дата

1. Числа от 1 до 20.

1

4.09.2023

2. Десятки. Счет десятками до 100.

1

6.09.2023

3. Числа от 11 до 100. Образование чисел. Однозначные и двузначные числа.

1

11.09.2023

4. Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов.

1

13.09.2023

1

18.09.2023

6. Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5

1

20.09.2023

7. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

1

25.09.2023

8. Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Задачи творческого и поискового характера.

1

27.09.2023

9. Обобщение знаний по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация»

1

2.10.2023

10. Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация»

1

4.10.2023

11. Анализ контрольной работы. Задачи творческого и поискового характера.

1

9.10.2023

12. Задачи, обратные данной. Сумма и разность отрезков.

1

11.10.2023

5.

Метр. Таблица мер длины.

22

13. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

1

16.10.2023

14. Обобщение знаний по теме: «Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого»

1

18.10.2023

15. Единицы времени. Час. Минута.

1

23.10.2023

16. Длина ломаной.

1

25.10.2023

17. Обобщение знаний по теме: «Длина ломаной» ,«Порядок выполнения действий».

1

8.11.2023

18. Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. Периметр многоугольника. Свойства сложения.

1

13.11.2023

19. Обобщение знаний по теме: «Свойства сложения»

1

15.11.2023

20. Подготовка к изучению устных приемов вычислений.

1

20.11.2023

21. Прием вычислений вида 36+2, 36+20. Прием вычислений вида 36-2, 36-20.

1

22.11.2023

22. Прием вычислений вида 26+4. Прием вычислений вида 30-7.

1

27.11.2023

23. Прием вычислений вида 60-24.

1

29.11.2023

24. Обобщение знаний. Решение задач.

1

4.12.2023

25. Прием вычислений вида 26+7. Прием вычислений вида 35-7.

1

6.12.2023

26. Обобщение знаний по теме: «Устные приемы вычислений»

1

11.12.2023

27. Задачи творческого и поискового характера.

1

13.12.2023

23

28. Обобщение по теме: «Устные приемы вычислений»

1

18.12.2023

29. Контрольная работа за 1 полугодие по теме «Сложение и вычитание».

1

20.12.2023

30. Анализ контрольной работы. Буквенные выражения.

1

25.12.2023

31. Буквенные выражения. Обобщение знаний.

1

27.12.2023

32. Уравнение. Решение уравнений методом подбора.

1

8.01.2024

33. Проверка сложения. Проверка вычитания.

1

10.01.2024

34. Сложение вида 45+23. Вычитание вида 57-26.

1

15.01.2024

35. Проверка сложения и вычитания.

1

17.01.2024

36. Обобщение знаний по теме «Проверка сложения и вычитания».

1

22.01.2024

37. Угол. Виды углов. Обобщение знаний по теме «Виды углов».

1

24.01.2024

38. Сложение вида 37+48. Сложенипе вида 37+53.

1

29.01.2024

39. Прямоугольник. Сложение вида 87+13.

1

31.01.2024

40. Обобщение знаний. Решение задач.

1

5.02.2024

41. Вычисления вида 32+8, 40-8. Вычитание вида 50-24.

1

7.02.2024

42. Задачи творческого и поискового характера.

1

12.02.2024

24

43. Обобщение знаний по теме «Письменные вычисления».

1

14.02.2024

44. Вычитание вида 52-24. Свойство противоположных сторон прямоугольника.

1

19.02.2024

45. Обобщение знаний по теме: «Свойство противоположных сторон прямоугольника».

1

21.02.2024

46. Квадрат. Наши проекты. Оригами.

1

26.02.2024

47. Задачи творческого и поискового характера.

1

28.02.2024

48. Обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».

1

4.03.2024

49. Конкретный смысл действий умножения. Вычисление результата умножения с помощью сложения.

1

6.03.2024

50. Задачи на умножение. Периметр прямоугольника.

1

11.03.2024

51. Умножение нуля и единицы. Названия компонентов и результата умножения.

1

13.03.2024

52. Обобщение знаний. Решение задач.

1

18.03.2024

53. Переместительное свойство умножения. Конкретный смысл действия деления.

1

20.03.2024

54. Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление». Названия компонентов и результата деления.

1

1.04.2024

55. Что узнали. Чему научились. Обобщение знаний по теме «Умножение и деление».

1

3.04.2024

56. Связь между компонентами и результатом умножения».

1

8.04.2024

57. Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.

1

10.04.2024

25

58. Приемы умножения и деления на 10. Задачи с величинами» цена», «количество», «стоимость».

1

15.04.2024

59. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

1

17.04.2024

60. Обобщение знаний. Решение задач.

1

22.04.2024

61. Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление».

1

24.04.2024

62. Умножение числа 2 и на 2. Приемы умножения числа 2. Деление на 2.

1

29.04.2024

63. Задачи творческого и поискового характера. Что узнали. Чему научились.

1

6.05.2024

64. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3.

1

8.05.2024

65. Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление на 3». Задачи творческого и поискового характера.

1

13.05.2024

66. Итоговая контрольная работа.

1

15.05.2024

67. Анализ контрольной работы.

1

20.05.2024

68. Обобщение и систематизация знаний за данный период обучения.

1

22.05.2024

Всего

68 ч.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».