ОВЗ русский язык (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" МР "КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН"
МКОУ "Ефимовская ООШ"

Адаптированная рабочая программа по
учебному предмету «Русский язык»
для обучающихся с ОВЗ
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(Вариант 2.1)
2 класс
Составитель
программы: учитель
начальных классов
Магомедова Р.Р.
С.Ефимовка,2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предметной области «Русский язык и литературное чтение»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Данная федеральная рабочая программа на уровне начального общего образования слабослышащих обучающихся составлена на
основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (варианты 2.1.), и
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Реализация АООП (вариант 2.1.) обеспечивает слабослышащим

обучающимся уровень начального общего образования,

способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС
основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее
полной социальной адаптации и интеграции в обществе.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по варианту 2.1. основными задачами реализации содержания
учебных предметов предметной области «Русский язык и литературное чтение» являются:
формирование первоначальных навыков чтения и письма (овладение грамотой);
развитие устной и письменной коммуникации, способности к извлечению информации из читаемых текстов, умений выразить
замысел в процессе письма;
уточнение, обогащение и активизация словарного запаса, расширение запаса синтаксических конструкций и преодоление
аграмматизмов, совершенствование навыков связной речи, работу над лексической, грамматической, смысловой точностью и ясностью;
формирование навыков построения предложений с одновременным уточнением значения входящих в них словоформ;
приобретение элементарных грамматических знаний, умений и навыков, подготавливающих к изучению систематического курса
грамматики;
осознанное построение и структурно-семантическая организация речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

развитие способности пользоваться письменной и устной речью для решения социально-бытовых и коммуникативных задач;
формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом;
развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося;
развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны, использование сформированных
умений в процессе устной коммуникации;
формирование житейских понятий, развитие мышления, умений работать в коллективе.
По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих обобщенных предметных результатов в
освоении адаптированных программ предметной области «Русский язык и литературное чтение»:
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных
видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач;
владение устно-дактильной формой речи как вспомогательной;
умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий,
слабослышащий, глухой);
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, стремления к улучшению качества собственной
словесной речи;
овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками;
сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и
личных читательских предпочтений;
овладение техникой чтения вслух (реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и
про себя;
владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста,

оценивание поступков героев;
овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
Поскольку предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена как интегративная область, результаты освоения
учебных программ могут быть оценены только в совокупности, как целостный единый результат овладения языком.
Учебный предмет «Русский язык», входящий в данную предметную область, является комплексным и представляет определенный
набор предметов:
во 2 классе «Формирование грамматического строя речи», «Грамматика и правописание».
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представляет собой интеграцию нескольких курсов, неразрывно
связанных между собой общими целями, содержанием, методами обучения, тематикой и требованиями к преодолению речевого
недоразвития обучающихся. Наряду с комплексным предметом «Русский язык» выделяются отдельные предметы «Литературное чтение» и
«Развитие речи».
В комплексной работе по речевому развитию каждый учебный предмет имеет специфические и общие задачи, меняющиеся в
зависимости от года обучения, контингента детей класса. Но при этом подход к обучению остается единым: преодоление речевого
недоразвития обучающихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов, их употребление, обогащение
словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).
Организация образовательного процесса на всех учебных предметах направлена на развитие речевого слуха обучающихся, что
позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными
и самостоятельными видами работы, варьировать объём и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей
детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный. Однако материал, относящийся к
организации учебной деятельности, специфические выражения и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются
учащимся для восприятия только на слух.
Обучение грамоте.
Обучение грамоте (обучение чтению и письму) направлено на

формирование элементарных навыков чтения и письма;

ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического

восприятия и логического мышления; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.
Обучение грамоте ставит перед собой следующие задачи: научить детей чтению и письму; подготовить базу для успешного
овладения правописанием; способствовать развитию речи; создать основу для овладения правильным звукопроизношением.
Обучение грамоте проводится звуковым аналитико-синтетическим методом. При обучении чтению наряду с аналитикосинтетическим вначале используется и метод чтения целыми словами (в случае необходимости, в зависимости от уровня речевого
развития учащихся), что обеспечивает создание необходимой речевой базы, более интенсивное обогащение словарного запаса детей.
Данный предмет играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ
гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Обучение грамоте — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность к дальнейшему образованию.
Формирование грамматического строя речи.
Слабослышащие обучающиеся хотя и овладевают в основном связной речью, но допускают нарушения в грамматическом
оформлении предложений, затрудняются в понимании и употреблении слов. Поэтому возникает необходимость в специальной работе
по накоплению и уточнению словарного запаса и в практических упражнениях по формированию грамматического строя речи, т.е.
формированию навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ. Это
обеспечивает комплексное решение и синтаксической, и морфологической задач. Учебный материал, усвоенный на уроках
формирования грамматического строя речи, обучающиеся должны уметь практически использовать в своей повседневной учебной и
бытовой речевой практике. Прежде всего это касается тех уроков, между которыми существует тесная связь (уроки развития речи,
литературного чтения). Соответственно и в уроки формирования грамматического строя речи также следует включать лексический
материал, приобретаемый на уроках развития речи, литературного чтения.
Наряду с практическим овладением изменениями словоформ в зависимости от их роли в предложении учащиеся приобретают
элементарные грамматические знания, умения и навыки, подготавливающие их к изучению систематического курса изучения
грамматики (орфографические и пунктуационные правила, первоначальное знакомство с частями речи и их лексико-грамматическими

признаками). Грамматическая терминология здесь представлена ограниченно и вводится постепенно.
Формирование грамматического строя речи у слабослышащих предполагает

практическое овладение изменениями

грамматической формы слова в зависимости от её значения в составе предложения, составление предложений со словосочетаниями;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи,
а также навыков грамотного, безошибочного письма как показатель общей культуры человека.
Формирование грамматического строя речи ставит перед собой следующие задачи: развитие практических речевых навыков
построения предложений и правильного грамматического оформления речевых единиц; овладение первоначальными представлениями
о нормах русского языка (орфоэпических лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого
этикета; владение умением проверять написанное; формирование умения устно составлять предложения, объединённые общей темой,
соблюдая в речи грамматические закономерности; установление по вопросам связи между словами в предложении; выделение по вопросам
слова из предложения; различение слова по вопросам.
Грамматика и правописание
Начальный курс фонетики, грамматики, правописания органически связан с содержанием систематического курса русского языка на
ступени основного общего образования и охватывает широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам русского языка.
Обучающиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, почти со всеми частями речи и их
важнейшими формами с простейшими видами предложений, с членами предложения и рядом орфографических правил. Предполагается
также практическое ознакомление учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимами, антонимами.
В процессе усвоения элементарных сведений по фонетике, лексике, грамматике и правописанию у обучающихся развиваются
мыслительные операции: умение анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать языковой материал, находить главное; формируются
умения и навыки литературной речи; вырабатывается осмысленное отношение к употреблению единиц языка – слова, предложения.
Развитие речи.
Затруднения в общении слабослышащего обучающегося и обусловленные ими особенности речевого развития определяют
важнейшие задачи уроков развития речи: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между

предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой деятельности
формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития и совершенствования двух форм речи – устной и письменной.
Учебный предмет «Развитие речи» тесно связан с разделами работы над языком. Они подготавливают определенный лексический
материал для формирования грамматического строя речи, знакомят учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура
которых будет потом усваиваться ими практически. На учебном предмете «Развитие речи» обучающиеся в устной и письменной форме
закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка.
Решение этих задач предусматривает: уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса, расширение запаса синтаксических
конструкций и преодоление аграмматизмов, совершенствование навыков связной речи, работу над лексической, грамматической и
композиционной правильностью речи, над её выразительностью, смысловой точностью и ясностью.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по варианту 2.1. основными задачами реализации содержания
учебных предметов предметной области «Русский язык и литературное чтение» являются:
овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; формирование речевых умений и навыков (устная,
письменная речь);
развитие устной и письменной коммуникации, правильного и осознанного чтения; овладение способностью пользоваться письменной
и устной речью для решения социально-бытовых и коммуникативных задач;
формирование умений работать с текстом, понимать его содержание;
формирование умения выражать свои мысли;
развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления речевых единиц;
развитие способности к словесному (в письменной и устной формах) самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и
развитию обучающегося;
развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны, использование сформированных
умений в процессе устной коммуникации.
По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих обобщенных предметных результатов в
освоении адаптированных программ предметной области «Русский язык и литературное чтение»:

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных
видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач;
владение устно-дактильной формой речи как вспомогательной;
умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий,
слабослышащий, глухой);
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, стремления к улучшению качества собственной
словесной речи;
овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками;
сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и
личных читательских предпочтений;
овладение техникой чтения вслух (реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и
про себя;
владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста,
оценивание поступков героев;
овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена как интегративная область, результаты освоения учебных
программ оцениваются только в совокупности, как целостный единый результат овладения языком.
Учебный предмет «Русский язык», входящий в данную предметную область, является комплексным и представляет определенный
набор предметов:
во 2 классе «Формирование грамматического строя речи», «Грамматика и правописание».

Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представляет собой интеграцию нескольких курсов, неразрывно
связанных между собой общими целями, содержанием, методами обучения, тематикой и требованиями к преодолению речевого
недоразвития обучающихся. Наряду с комплексным предметом «Русский язык» выделяются отдельные предметы «Литературное чтение» и
«Развитие речи».
Предмет «Предметно-практическое обучение», входящий в предметную область «Русский язык и литературное чтение», предполагает
реализацию принципа связи речевого развития с предметно-практической деятельностью обучающихся, с целенаправленным обучением
разговорной и монологической (устной и письменной) речи.
В комплексной работе по речевому развитию каждый учебный предмет имеет специфические и общие задачи, меняющиеся в
зависимости от года обучения, контингента детей класса. Но при этом подход к обучению остается единым: преодоление речевого
недоразвития обучающихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов, их употребление, обогащение
словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).
1 дополнительный класс организуется в варианте 2.1. для слабослышащих обучающихся с глубоким речевым недоразвитием речи, не
получивших дошкольной подготовки. Овладение речевой деятельностью слабослышащими обучающимися в 1 дополнительном классе
представлено в трёх разделах: обучение грамоте, развитие речи, предметно практическое обучение.
Формирование грамматического строя речи.
Овладение речевой деятельностью слабослышащими обучающимися во 2 классе представлено комплексным учебным предметом
«Русский язык» (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, грамматика) и учебным предметом «Развитие речи».
Обучение грамоте.
Речевое развитие слабослышащих первоклассников, обучающихся по варианту 2.1., отличается значительным своеобразием
произносительной стороны их речи. Произношение (фонематическое восприятие речи и артикулирование) этих детей характеризуется
глубоким недоразвитием, что находит своё выражение в отсутствии или грубом искажении и смешении многих фонем, в
несформированности звукового и слогового состава слова. Другие компоненты звукового строя языка – ударение и интонация –
используются очень ограниченно и чаще всего неправильно (большое количество ошибок в ударении, крайняя бедность интонации).

Поскольку произносительная сторона речи находится в тесной связи с лексико-грамматической, общее состояние устной речи
слабослышащих детей, начинающих усваивать грамоту, резко отличается от учеников без ограничений возможностей по здоровью.
Имеющиеся возможности слухового восприятия речи не могут служить достаточной основой не только для формирования у
слабослышащих правильной устной речи, но и для обучения письменной, причём даже при использовании технических средств обучения.
Тем не менее, несмотря на ограничения, имеющиеся у слабослышащих в овладении грамотой на фонетической основе, процесс этот
все же может у них протекать частично на той же базе, что и у слышащих, поскольку в какой-то мере они овладевают фонемным составом
языка в устном общении и совершенствуют свой фонематический слух в ходе специального обучения. Преодолеть трудности овладения
грамотой в особых условиях речевого недоразвития помогает слабослышащим и то, что весь процесс овладения языком с самого начала
является для них осознанным.
Основными целями обучения грамоте являются формирование элементарных навыков чтения и письма; ознакомление учащихся
с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.
Обучение грамоте ставит следующие задачи: формирование умений правильно писать и читать, совершенствование навыка
глобального чтения; подготовка базы для успешного овладения правописанием; формирование умения участвовать в диалоге;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку,
стремления совершенствовать свою речь, развитие речи, мышления, воображения школьников.
В основе обучения грамоте слабослышащих школьников во 2-м отделении лежит комплексный метод (частично глобальный,
буквенно-звуковой и звуко-буквенный, частично аналитико-синтетический, слоговой).
Формирование грамматического строя речи
Основными целями формирования грамматического строя речи являются практическое овладение изменениями грамматической формы
слова в зависимости от её значения в составе предложения, составление предложений со словосочетаниями; формирование
коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показатель общей культуры человека.

Задачи обучения: развитие практических речевых навыков построения предложений и правильного грамматического оформления
речевых единиц; формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; овладение умением
проверять написанное; формирование умения устно составлять предложения, объединённые общей темой, с соблюдением в речи
грамматических закономерностей; установление по вопросам связи между словами в предложении; выделение по вопросам слова из
предложения; различение слова по вопросам.
Формирование у обучающихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по
раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная
работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность обучающимся уяснить сферу употребления
изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
Грамматика и правописание
Задачами начального курса грамматики и правописания являются подготовка обучающихся к пониманию состава и строя русской
речи, овладение ими умениями и навыками, необходимыми для выражения мыслей и для систематического курса грамматики и
правописания на основной ступени обучения.
Начальный курс включает сведения, относящиеся к разным сторонам языка (знакомство с фонетическим составом слова, с делением
слова на значащие части, с частями речи и их важнейшими формами, с простейшими видами предложения, с членами предложения, с
правилами правописания), предусматривает практическое изучение самих фактов языка. Наряду с практическими речевыми навыками, у
обучающихся развиваются мыслительные операции: умение анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать языковой материал,
находить главное; формируются умения и навыки литературной речи; вырабатывается осмысленное отношение к употреблению единиц
языка – слова, предложения. Поэтому внимание должно быть направлено при изучении начального курса грамматики, с одной стороны, на
закрепление практически усвоенных обучающимися грамматических закономерностей, с другой – на первоначальное ознакомление с
системой русского языка, которая в наиболее полном объёме представлена в систематическом курсе грамматики.

Развитие речи
Учебный предмет «Развития речи» тесно связан с разделами работы над языком. Они подготавливают определенный лексический
материал для формирования грамматического строя речи, знакомят учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура
которых будет потом усваиваться ими практически. На учебном предмете «Развитие речи» обучающиеся в устной и письменной форме
закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка.
Решение этих задач предусматривает: формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в
речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической
и композиционной правильности.
Работа строится на основе определенной темы. Темы должны быть близки обучающимся по жизненному опыту, отражать события и
явления окружающей жизни, отвечать интересам обучающихся (о школе, Родине, животных, растениях, играх и развлечениях, труде детей и
взрослых, профессиях, дружбе и др.).
Программа по развитию речи включает два раздела: 1) «Уточнение, накопление и обогащение словаря»; 2) «Развитие связной речи».
Усвоение лексико-грамматического материала начинается с понимания преподносимого речевого материала, которое предшествует
его активному использованию. Первоначальное развитие восприятия и понимание речи обеспечивает не только раннее включение
обучающегося в ситуации словесного общения, но и сознательное овладение лексикой и средствами грамматического оформления речи.
Большое значение при овладении языком имеет усвоение словаря. Обогащение и уточнение словаря обучающихся в большей степени
зависит от особенностей отбора и группировки лексического материала на основе тематического, лексико-грамматического и
словообразовательного признаков. Объединение лексики в такие группы позволяет распределить материал в определённой
последовательности по принципу нарастающей трудности. В 1-2 классах обучающиеся овладевают преимущественно словами с конкретным
значение. В 3-5 классах возрастает доля слов с отвлечённым значением.
Предусматривается

ознакомление

обучающихся

с

многозначными

и

обобщающими

словами,

словами,

близкими

и

противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской.
При этом термины обучающимся не сообщаются. Отбор слов необходимо связывать с темой урока, вводя их в тематический словарь.
Словарная работа включает объяснение и уточнение значений слов, а также анализ их звуко-буквенного состава.

В первоначальный период речевое общение организуется на основе побудительных предложений – поручений, просьб, инструкций, с
которыми педагог обращается к обучающимся, состоящих сначала из отдельных слов, а затем из словосочетаний.
Побудительные формы используются и в упражнениях с глаголами при образовании новых значений с помощью приставок («Раздай»,
«Передай»). Материал по словообразованию глаголов преподносится сначала в форме поручений и просьб, а потом усваивается в
повествовательных предложениях. Широко используются побудительные формы общения при знакомстве обучающихся со сложными
синтаксическими конструкциями («Принеси стул, который стоит у окна», «Когда решишь задачу, подойди ко мне»).
От оперирования отдельными предложениями во 2 классе обучающиеся постепенно переходят к овладению навыками повествования,
связного, последовательного изложения того, что они увидели, услышали и прочитали. Обращается внимание на практическое знакомство
со значением предлогов, союзов, наречий и других служебных и знаменательных частей речи. Эти уроки подготавливают определенный
речевой материал для последующего его обобщения на уроках грамматики и служат целям пропедевтики при усвоении формообразующей
системы языка.
Разные типы предложений используются в процессе работы над связными высказываниями по теме (в беседах, устных рассказах,
речевых упражнениях, при подготовке изложений, сочинений). Типы предложений усложняются: во 2 классе – простые нераспространенные
и распространенные предложения разных структур.
Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. Обучающиеся практически знакомятся с текстом,
его структурными и смысловыми особенностями: выделяют части, озаглавливают их, строят текст с учётом композиционной правильности
(начало, основная часть, конец), определяют тему и основную мысль текста.
Большое место на уроках отводится речевым упражнениям (словарные, синтаксические, композиционные). Преобладающими видами
упражнений являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения, сочинения по
теме.
В обучение включаются разные формы (монологическая и диалогическая), виды (устная и письменная) и типы (описание,
повествование и повествование с элементами рассуждения).
Развитие устной речи тесно связано с развитием письменной речи. Основными видами работы по развитию письменной речи
являются изложения, работа с деформированным текстом, сочинения (составление рассказов по картинкам, опорным словам, картине,

описание картины, составление рассказа по данному началу (концу). При этом учитывается доступность содержания и языкового
оформления.
Работа над речью требует внимания к правильной, последовательной передаче временных и причинно-следственных отношений, к
четкому композиционно-смысловому построению высказывания и к выражению связи между отдельными предложениями и частями текста.
С этой целью необходимо формировать у обучающихся умение составлять планы устных и письменных высказываний, говорить и писать по
собственному плану.
На уроках развития речи следует чередовать разные способы проведения письменных работ: изложение, работа с деформированным
текстом, сочинения с предварительной подготовкой, без предварительной подготовки, но с последующим разбором написанных текстов, а
также контрольные (проверочные) изложения и сочинения.
Учебные предметы предметной области «Русский язык и литературное чтение», наряду с другими предметами основных
образовательных областей, составляют обязательную часть учебного плана по вариантам 2.1.
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную
аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по
вариантам 2.1., предусмотрено в учебное (урочное) время. Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части учебного плана, может быть произведено за счет другой части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений и обеспечивающей реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ВАРИАНТ 2.1.
2 КЛАСС
I четверть
I.

Формирование грамматического строя речи

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
•

пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки);

•

принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок);

•

пространственные отношения («глагол + с(со) + существительное»: снял со стены);

•

переходность действия на действующее лицо («существительное + глагол непереходный, переходный»: бабушка одевается,

бабушка надевает);
•

количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей).

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками: в-(во-), вы-; раз-(рас-), за-; при-, под-, у-,
от-(ото-).
На чистописание отводится часть урока.
II.

Грамматика и правописание

Виды речи (диалог, монолог). Текст и предложение в нашей речи.
Предложение (члены предложения, подлежащее, сказуемое, распространённые, нераспространённые члены предложения).
Слово и его значение. (Однозначные, многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Однокоренные слова)
Слог. Ударение. Перенос слов по слогам. Звуки и буквы.
Гласные звуки и буквы.

II четверть
I.

Формирование грамматического строя речи

Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими:
переходность действия на предмет (читает интересную книгу), направленность действия на предмет (помогает старой женщине),
орудийность действия (раскрашивает зелёным карандашом).
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временны́е отношения («существительное + глагол настоящего
времени, прошедшего времени, будущего времени»); («местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа + глагол
настоящего, будущего времени»).
II.

Грамматика и правописание

Ударный и безударный гласный в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.
Согласные звуки, их признаки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е, ё, ю, ь, и.
Согласный звук [й].
Слова с удвоенными согласным. Мягкий знак.
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
III четверть
I.

Формирование грамматического строя речи

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
• признаки предметов по счёту («числительное + существительное»: третий дом);
• пространственные отношения («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу; отплыл от берега);
• принадлежность («местоимение притяжательное + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш);
• признаки действия («глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками: пере-, на-, вз-(вс-), с-(со-), раз-(рас-);
существительные с суффиксами: -онок, -ёнок, -ик, -чик, -ечк, -ник, -ниц, -ист, -тель, -арь.

II.

Сведения по грамматике и правописанию

Правописание буквосочетаний: жи — ши, ча — ща, чу — щу. Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные согласные (способы проверки, упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова).
Разделительный твёрдый знак. Общее представление о частях речи.
Имя существительное (одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное — собственное; число имён существительных).
Глагол как часть речи (число глаголов; правописание частицы не с глаголами).
IV четверть
I.

Формирование грамматического строя речи

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
• косвенный объект («существительное + с, без + существительное»: банка с молоком, чай без лимона).
• временны́е отношения («существительное + глагол совершенного и несовершенного вида во всех временны́х формах»);
• («местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа + глагол совершенного и несовершенного вида во всех

временны́х формах»).
II.

Сведения по грамматике и правописанию

Слова с двойными согласными.
Имя прилагательное как часть речи (признаки имени прилагательного; изменение имён прилагательных по числам).
Местоимение как часть речи. Предлог как часть речи.
Слова с непроверяемыми написаниями
Берёза, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки,
корова, лисица, лопата, машина, медведь, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пенал, платок, посуда, работа, ребята, родина,
русский, сапоги, скоро, собака, суббота, сорока, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.
Развитие речи
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух и

слухозрительно информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по
вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.
п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п. ).
Разделы: 1) уточнение и обогащение словаря 2) развитие связной речи
1. Уточнение и обогащение словаря. Слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии.
Слова, обозначающие детёнышей животных. Слова, характеризующие предмет по материалу, веществу, принадлежности лицу или
животному, отношению к месту или группе лиц. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы). Слова с общим
корнем, обозначающие предмет и его качество, лицо и производимое им действие: действия, различающиеся по завершенности и
незавершенности и др.
2. Развитие связной речи. Понимание и употребление в речи побудительных, повествовательных и вопросительных предложений;
предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью; сложных предложений с придаточными причинами, цели,
времени, места.
Составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений).
Составление плана сюжетного рассказа под руководством учителя в форме вопросов, повествовательных предложений.
Введение в рассказы элементов описания.

Выражение связи между частями текста и предложениями с помощью слов
вдруг, потом, однажды, вокруг, неожиданно и т. п.
Изложение текста по готовому и коллективно составленному плану.
Речевой этикет. Устное и письменное составление текстов приглашения, поздравления.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты обучения
Личностные результаты освоения программ комплексного предмета «Русский язык» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим
людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность,
установка на принятие учебной задачи). Личностные результаты предполагают готовность и способность ребёнка с нарушением слуха к
обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
формирование ценностного отношения к своей Родине – России, чувства любви и гордости за свою родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; осознание себя гражданином своей страны, ощущение
себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны), к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; формирование чувства гордости за свою родину; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
формирование уважительного отношения к своему и другим народам; применение в обучающих и реальных жизненных ситуациях
собственного опыта и расширение представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление этических
чувств, стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; осознание правил и норм поведения,
правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; способность

давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); умение
выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не
получилось); принятие факта существования различных мнений; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
(в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений,
сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
3) эстетического воспитания:
проявление интереса к культурным достижениям своей страны, разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно
оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных
ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое); соблюдение
правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
5) трудового воспитания (в том числе по направлениям формирования учебной деятельности и сотрудничества):
принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности; приобщение к культуре общества, понимание
значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; стремление к организованности и
аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; стремление к использованию приобретенных знаний и
умений в аналогичных и новых ситуациях, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в
самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе
коллективной творческой деятельности; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения
практических и творческих задач; способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей
коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с
лицами, имеющими нарушения слуха; свободный выбор доступных средств общения по ситуации и с учётом возможностей других членов

коллектива; умение включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, готовность участвовать в повседневных делах
наравне со взрослыми, интерес к различным профессиям; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела,
вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной деятельности);
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе; принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред; проявление элементарной экологической грамотности;
7) ценности научного познания:
любознательность, стремление к расширению собственных навыков общения и накоплению общекультурного опыта; формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; положительное отношение к школе, к
учебной деятельности, понимание смысла учения; осмысленность в усвоении учебного материала, устойчивый интерес к получению новых
знаний; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нем; стремление к дальнейшему
развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта; способность регулировать собственную деятельность,
направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают
рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся
применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития глухих детей) речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных
ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
К концу 2 класса обучающиеся научатся:
• определять признаки гласных и согласных звуков;
• распознавать гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
• понимать, что предложение — это основная единица речи;

• понимать

термины

«повествовательные

предложения»,

«вопросительные

предложения»,

«побудительные

предложения»;

грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный

знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
• различать главные члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
• различать деление слов на слоги и для переноса;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
• верно употреблять прописную букву;
• составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
• вычленять по вопросам слова из предложения;

• устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;
• вычленять из них словосочетания;
• обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
• писать слова с удвоенными согласными; слова с разделительными знаками (ь, ъ);
• различать гласные и согласные звуки и буквы;

каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;
o составлять 8—10 предложений и записывать 4—6 предложений на определённую тему;
o писать изложение текста (50—60 слов) после предварительной подготовки под руководством учителя;
o вести диалог в форме вопросов и ответов с использованием тематического словаря;
• понимать и употреблять в речи побудительные, повествовательные и вопросительные предложения; с прямой речью;

сложные предложения с придаточными причины, цели, времени, места.
o владеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Тематическое планирование
2 класс
Тема

Количество
Характеристика основных видов
часов в
деятельности обучающихся
теме
5ч
Высказываться о значении языка и
речи в жизни людей, о великом
достоянии русского народа — русском
языке, проявлять уважение к языкам
других народов.

1.

Наша речь

2.

Текст

10 ч

3.

Предложение

15 ч

4.

Слова, слова,
слова…

11 ч

Приобретать опыт в различении устной
и письменной речи.
Соблюдать в устной речи интонацию
конца предложения.
Сравнивать
схемы
предложений,
соотносить схему и предложение.
Приобретать опыт в составлении
предложения по рисунку и заданной
схеме.
Писать
слова
в
предложении
раздельно.
Приобретать опыт в составлении
предложения по рисунку и заданной
схеме.
Составлять предложения из слов.
Толковать значения слова.
Выполнять звуко-буквенный разбор
слова.

Коррекционно-развивающая
направленность
Преодоление
недостатков
в
развитии
речи
учащихся,
формирование
речевых,
письменных умений и навыков,
знаний о родном языке.
Развитие и коррекция нарушений
лексического, грамматического и
фонетического строя речи.
Развитие
и
расширение
первоначальных
знаний
и
представлений
детей
об
окружающем мире, обогащение
чувственного
опыта
ребенка,
развитие
его
мыслительной деятельности и
познавательной активности.
Привитие интереса к изучению
русского языка.
Увеличение пассивного и
активного словарного запаса,
формирование связной речи.
Развитие и коррекция нарушений
лексического, грамматического и
фонетического строя речи.
Развитие
и
расширение
первоначальных
знаний
и
представлений
детей
об

5.

Звуки и буквы

10 ч

6.

Части речи

15ч

Давать характеристику слова с четырех
позиций (лексическое значение; состав
слова и однокоренные слова; звуковой
и буквенный состав; на какой вопрос
отвечает).
Оформлять предложения на письме
(орфографически и пунктуационно).
Читать и произносить предложения с
правильной интонацией;
конструировать предложения из слов.
Ставить вопросы от слова к слову в
предложении.
Распознавать условные обозначения
звуков речи.
Ставить ударение, различать ударный
и безударный гласный звуки.
Наблюдать за написанием и
произношением слов с безударным
гласным звуком в корне, со звонким
согласным звуком на конце слова.
Выполнять подбор проверочных слов.
Группировать слова с изученными
орфограммами.
Классифицировать группы слов с
разным значением в речи (словапредметы, слова-действия, словапризнаки).
Группировать слова по частям речи.
Уметь задавать вопросы к словамчастям речи.
Находить части речи в предложении.
Определять единственное и
множественное число частей речи.
Наблюдать
над
употреблением
однозначных и многозначных слов, а

окружающем мире, обогащение
чувственного
опыта
ребенка,
развитие
его
мыслительной деятельности и
познавательной активности.

Формирование и развитие
речевого слуха, слухозрительного
восприятия устной речи, ее
произносительной стороны,
восприятия неречевых звучаний.
Развитие зрительного восприятия.
Развитие внимания, памяти;
Формирование умений понимать
звуки, слова
коррекция их нарушений.
Формирование и развитие
речевого слуха, слухозрительного
восприятия устной речи, ее
произносительной стороны,
восприятия неречевых звучаний,
включая музыку (с помощью
звукоусиливающей аппаратуры).
Развитие зрительного восприятия.
Развитие внимания, памяти;
Формирование умений понимать
содержание текста, условия
задачи.

7.

Повторение

2ч

Итого

68ч

также
слов,
близких
и
противоположных по значению в речи,
приобретать опыт в их различении.
Употреблять местоимения и предлоги
в речи.
Обобщить и систематизировать
программный материал по русском
языку, изученный во втором классе.

Формирование пространственных
и временных представлений,
коррекция их нарушений.
Развитие устной и
письменной речи, логического и
алгоритмического мышления,
воображения.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Тема урока
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
Что можно узнать о человеке по его речи?
Диалог и монолог.
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Части текста.
Обобщение знаний о тексте.
Что такое предложение? Как из слов составить предложение?
Что такое главные члены предложения? Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
Что такое второстепенные члены предложения? (без деления на виды)
Что такое распространённые и нераспространённые предложения?
Как установить связь слов в предложении?
Коллективное составление рассказа по репродукции И. С. Остроухова «Золотая осень»
Члены предложения. Закрепление. Что такое лексическое значение слова?
Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение слов?
Что такое синонимы? Что такое антонимы? Слово и его значение.
Что такое родственные слова? Что такое однокоренные слова?
Что такое корень слова? Форма слова и однокоренные слова.
Какие бывают слоги? Перенос слова
Контрольный диктант по теме «Слово»
Работа над ошибками. Однокоренные слова. Перенос слова
Как различить звуки и буквы? Как мы используем алфавит?
Какие слова пишутся с заглавной буквы? Как определить гласные звуки?
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
Составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»
Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением
Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением
Как определить согласные звуки? Согласный звук [ Й ] и буква И краткое.

Кол-во
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
4.09.2023
6.09.2023
11.09.2023
13.09.2023
18.09.2023
20.09.2023
25.09.2023
27.09.2023
2.10.2023
4.10.2023
9.10.2023
11.10.2023
16.10.2023
18.10.2023
23.10.2023
25.10.2023
8.11.2023
13.11.2023
15.11.2023
20.11.2023
22.11.2023
27.11.2023
29.11.2023
4.12.2023
6.12.2023
11.12.2023
13.12.2023

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

Слова с удвоенными согласными.
Составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси»
Контрольный диктант за 1 полугодие
Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Как обозначить мягкость согласного звука на
письме?
Обозначение мягкости согласного мягким знаком.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ. Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных
согласных.
Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова
Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова
Парные согласные в корне слова
Контрольный диктант по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на
конце слова или перед согласным»
Работа над ошибками. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова
или перед согласным
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Что такое части речи? Что такое имя существительное?
Роль имен существительных в нашей речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах отчествах, фамилиях людей.
Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Единственное и
множественное число имён существительных.
Употребление имен существительных только в единственном числе. Употребление имен существительных только
во множественном числе.
Что такое глагол? Роль глаголов в речи. Распознавание глаголов. Единственное и множественное число глаголов.
Распознавание числа глаголов. Глаголы с частицей НЕ. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Что такое текст – повествование? Роль глаголов в тексте-повествовании.

1
1
1
1
1

18.12.2023
20.12.2023
25.12.2023
27.12.2023
8.01.2024

1
1
1
1
1
1
1

10.01.2024
15.01.2024
17.01.2024
22.01.2024
24.01.2024
29.01.2024
31.01.2024

1
1
1
1

5.02.2024
7.02.2024
12.02.2024
14.02.2024

1

19.02.2024

1
1
1
1
1
1

21.02.2024
26.02.2024
28.02.2024
4.03.2024
6.03.2024
11.03.2024

1

13.03.2024

1
1
1

18.03.2024
20.03.2024
1.04.2024

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Всего

Контрольный диктант по теме «Глагол»
Работа над ошибками. Глагол
Что такое имя прилагательное? Значения имен прилагательных. Связь имени прилагательного с именем
существительным.
Прилагательные близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число имён
прилагательных.
Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте.
Составление рассказа по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Работа над ошибками. Имя прилагательное.
Что такое местоимение? Роль местоимений в речи. Что такое текст-рассуждение?
Местоимение как средство связи предложений в тексте .Общее понятие о предлоге. Раздельное написание
предлогов со словами.
Итоговый контрольный диктант
Работа над ошибками. Правила правописания
Повторение по теме «Текст», «Предложение», «Слова, слова, слова…»,«Части речи»
Повторение. Звуки и буквы
68

1
1
1

3.04.2024
8.04.2024
10.04.2024

1

15.04.2024

1
1
1
1
1
1

17.04.2024
22.04.2024
24.04.2024
29.04.2024
6.05.2024
8.05.2024

1
1
1
1

13.05.2024
15.05.2024
20.05.2024
22.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».