1 Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности « Шахматы» во 2 классе составлена на основе следующих нормативных документов : 1.Федерального закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» 3.Рабочая программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным). Рабочая программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным). Общая характеристика предмета В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в сельской малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств 2 нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.). Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех! Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления. Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время 3 препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...». Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). - воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Шахматы - школе» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 час в неделю: 34 часа в год во 2 классе). 4 Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются: 1. При знакомстве с шахматными фигурами. 2. При изучении шахматной доски. 3. При обучении правилам игры; 4. При реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.). На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. 5 Основные формы и средства обучения: 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. 5. Участие в турнирах и соревнованиях. Результаты образовательной деятельности: Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Педагогический контроль. Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке. Виды контроля: текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения; промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний. Оценивание результатов: По итогам тестирования каждому обучающемуся выставляется отметка: 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично. Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок. Особенности содержания программы: 6 Образовательная программа «Шахматы - школе» разработана на основе авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Он охватывает первый класс трех – и четырехлетней начальной школы, а также может использоваться в подготовительных к школе группах детского сада, в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя. Учебный курс «Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения». В отличие от материалов первого года обучения, 90 % которых представляют собой авторские наработки, тематика второго курса более традиционна. Среди заслуживающих внимания авторских инноваций можно выделить: занимательное объяснение шахматной нотации; использование на занятиях шахматных легенд; культивирование игры на фрагментах (3×3, 4×4 и др.) шахматной доски; применение диафильмов в учебном процессе; разработка оригинальных дидактических игр и заданий; преимущественное использование на занятиях позиций с минимальным количеством шахматных фигур; инсценирование на уроках дидактических шахматных сказок. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. 7 Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ. Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение обучающихся ставить мат. Учебный курс включает пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала». Учебник «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», подобно учебнику первого года обучения, содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала, но более содержательного характера. Шахматный материал закрепляется большим количеством дидактических заданий и игр. Как и в учебнике для первоклассников, объяснению нового материала посвящено мало страниц, большая часть учебника отведена закрепляющим дидактическим играм и заданиям. Эти задания ребята могут решать либо по диаграммам в учебнике, не расставляя фигур на доске, либо на своей шахматной доске, либо на демонстрационной доске. Поучительные позиции дидактических игр ученики разыгрывают друг с другом или с учителем (в этом случае педагог проводит импровизированный сеанс одновременной игры). Много страниц учебника занимают задания на мат в два хода, причем скрупулезно подобраны яркие малофигурные примеры таких заданий. Чтобы почувствовать красоту и очарование игры в шахматы, ребенок должен твердо усвоить сравнительную силу фигур. Если, например, он не знает, что ладья сильнее слона (в большинстве позиций), и поэтому, как правило, ладью невыгодно отдавать за слона, то он никогда не ощутит то творческое волнение, когда обыденное приносится в жертву неординарному, и более сильная фигура идет под удар менее ценной. Сначала дети должны понять, что преимущества в одну фигуру чаще всего достаточно для победы и что стремление к материальному перевесу – разумная стратегия (при прочих равных условиях). Только затем следует показывать детям эффектные исключения из правил (когда маленький шахматный отряд одолевает превосходящее войско неприятеля). Это объясняет структуру учебного курса, в котором дети сначала учатся реализовывать огромное материальное преимущество (мат ферзем и ладьей, мат двумя ладьями, мат ферзем, мат ладьей) и получают элементарные навыки согласования взаимодействия своих фигур при постановке мата. «Шахматы, второй год, или Учусь и учу» – пособие для педагога, в котором подробно изложена методика проведения 33 программных занятий, приведены необходимые рекомендации по применению на занятиях учебника «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем». В пособии приводится большинство учебных положений дидактических заданий из учебника с правильными решениями (в учебнике решения не даются). Для педагогов, знакомых с шахматами только по материалам учебно-методического комплекта «Шахматы, первый год», сделаны необходимые разъяснения. Программный материал второго года обучения несколько сложнее, чем материал первого года, ибо если раньше нужно было просто усвоить элементарные правила шахматной игры и возможности каждой отдельной фигуры, то теперь и обучающиеся, и педагог (не игравший прежде в шахматы) должны почувствовать, как фигуры взаимодействуют между собой при защите, атаке, постановке мата (для этого в учебнике и пособии приведены простейшие малофигурные положения). Более сложные примеры дидактических заданий учитель может брать из пособия «Шахматный задачник, второй год обучения», где по темам сгруппировано более 600 шахматных диаграмм, а в конце книги даны их решения. Как дополнительное пособие к курсам первого и второго года обучения педагог может использовать книгу для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет «Удивительные приключения в Шахматной стране». Программным материалам «Шахматы, первый год» соответствуют главы 1 – 13, а материалам второго года – главы 14 и 15. 8 Книга эта – переработанное и значительно расширенное издание «Приключений в Шахматной стране» (М., 1991 г.). В каждой из глав пособия важную роль играют обращения к маленькому слушателю. Для закрепления учебного материала после каждой главы введена рубрика «Загадки из тетрадки». Цементируют книгу рубрики «Советы родителям» (и педагогам!) и «Странички из дневника». В последних взрослый читатель узнает о том, как автор на практике претворяет свои идеи в жизни, как преодолеть типичные трудности при обучении основам древней игры детей 5 – 8 лет. «Удивительные приключения в Шахматной стране» – книга-сказка. В этой сказочной стране азы шахматной игры детям помогают постичь девочка Клеточка, ее друг деловитый Загадай, озорной и веселый Горизонталик, хулиганистый Задира и главный герой – мальчик Юра. 9 Тематика курса «Шахматы, первый год». I. Краткая история шахмат. Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила. Этика шахматной борьбы. II. Шахматная нотация. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Дидактические игры и игровые задания. «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.) «Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали. «Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5). «Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску). «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше. «Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4). III. Ценность шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Игровая практика. Дидактические игры и игровые задания. «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?». «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. IV. Техника матования одинокого короля. 10 Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Решение заданий. Дидактические игры и игровые задания. «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле. «Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. V. Достижение мата без жертвы материала. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Решение заданий на мат в два хода. Дидактические игры и игровые задания. «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. VI. Обобщение. Повторение материала. Повторение основных вопросов курса. Игра в турнире. Турнирные партии. Практическая игра. К концу второго года обучения дети должны знать: шахматные правила FIDE; обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур. К концу второго года обучени я дети должны уметь: правильно вести себя за доской; записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей. 11 1-й год обучения № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Теория Практика 20 – минут каждом занятии Всего часов I. Кракая история шахмат. 5ч II. Шахматная нотация. 7 ч. III. Ценность шахматных фигур. 7 ч. IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч. 5 ч. V. Достижение безжертвы материала. 5 ч. 5 ч. VI. Обобщение. - 5 ч. 25 5 ч на 7 ч. 7 ч. 5 ч. 12 Календарно – тематическое планирование программного материала. 1 год обучения (2 класс) № п/п Дата Тема занятия I. Краткая история шахмат. Краткое содержание занятия 5 ч. 1 6.09 Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). 2 13.09 Повторение пройденного материала. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. 3 20.09 Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира». Игровая практика. 4 27.09 Выдающиеся шахматисты нашего времени. Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий. 5 4.10 Шахматные правила. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской. II. Шахматная нотация. 6 11.10 7 ч. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель», «Диагональ». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, 13 на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8». 7 18.10 Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). 8 25.10 Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация. Игровая практика (фрагмента шахматной партии). 9 08.11 Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). 10 17.11 Шахматная нотация. Запись шахматной партии/ Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). 11 24.11 Шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии). 12 1.12 Шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии). III. Ценность шахматных фигур. 7 ч. 13 8.12 Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. 14 15.12 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня). Игровая практика. 15 22.12 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона). Игровая практика. 16 29.12 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи). Игровая практика. 14 17 12.01 Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика. 18 19.01 Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака). Игровая практика. 19 26.01 Способы защиты. Игровая практика. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака). Практическая игра. IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч. 20 2.02 Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. 21 9.02 Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. 22 16.02 Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. 23 6.03 Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. 24 13.03 Техника матования одинокого короля. Решение заданий. Решение заданий. V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч. 15 25 20.03 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. 26 27.03 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. 27 4.04 Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. 28 11.04 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. 29 18.04 Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. Повторение материала. Повторение основных вопросов курса. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. VI. Обобщение. 30 25.04 5 ч. 31 32 Повторение материала. Игра в турнире. Турнирные партии. 33 Повторение материала. Практическая игра. 34 Повторение материала. Практическая игра. 16 17