РП_Функциональная грамотность_5 кл

1

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность на 2023-2024 учебный год составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31
мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (письмо от 5 июля 2022 г. N
ТВ-1290/03)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (от 29 декабря 2010года в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 24.11.2015г).
5. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
Рабочая программа рассчитана на 34 недели, 1час в неделю.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 класса как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику

2

в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур,
фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с
естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать
осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная
грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает в 5-8 классах – 4 модуля (читательская, естественнонаучная,
математическая и финансовая грамотность), в 9 классе – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и креативное
мышление).
Количество часов на один год обучения в 5 классе – 34часа (по 1 часу в неделю). Из них 32 часа на изучение 4-х модулей (по 8 часов на
изучение модулей «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «естественнонаучная
грамотность») и 2 часа на проведение комплексного входного и выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся,
завершающих освоение программы курса по всем модулям соответствующего года обучения.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, игра, квест, моделирование, викторина, квиз, проект.
С целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение,
игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии.
Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование.

3

Основные виды деятельности обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
- проведение экспериментов и опытов.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике,
форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
В связи с этим в нашей школе большое внимание уделяется формированию читательской грамотности участников образовательных
отношений как базовой основы ключевых УУД. Формирование читательской грамотности проводится на каждом уроке.
Порядок реализации модулей обязательно начинается с модуля читательской грамотности, т.к. этот модуль один из главных, то его изучение
планируется начать в 1 четверти, другие модули могут изучаться в любом порядке, в зависимости от особенностей организации
образовательного процесса в текущем учебном году:
1 четверть – модуль «Читательская грамотность»;
2 четверть – модуль «Математическая грамотность»;
3 четверть – модуль «Финансовая грамотность» / модуль «Креативное мышление»;

4

4 четверть – модуль «Естественнонаучная грамотность»

Планируемые результаты освоения программы курса
Метапредметные и предметные результаты
Класс /5
уровень
ФГ
Уровень
узнавания и
понимания

Грамотность
Читательская
находит и извлекает
информацию из
различных текстов

Математическая
находит и извлекает
математическую
информацию в
различном контексте

Естественнонаучная
находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях в различном
контексте

5

Финансовая
находит и извлекает
финансовую
информацию в
различном контексте

Креативное
мышление

-

Личностные результаты
Класс

Грамотность
Читательская

5-8 классы

оценивает содержание
прочитанного с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей; собственную
позицию по отношению
к прочитанному

Математическая
Объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Естественнонаучная
Объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
естественно-научных знаний
с позиции норм
морали и общечеловеческих
ценностей

6

Финансовая
Оценивает финансовые
действия в конкретных
ситуациях с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны

Креативное
мышление

-

Содержание
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто
такие мошенники?
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как
источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как
выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды
вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на
переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые
шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира
(от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый
газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля.
7

Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Подведение итогов работы за год.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Проведение входного и выходного контроля.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (по модулям)
Модуль «Основы читательской грамотности»
№

Дата
по плану

1.

6.09

2.

13.09

3.

20.09

4.

27.09

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
частей

1

5.

4.10

1

Круглый стол

6.
7.

11.10
18.10
25.10
8.11

Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое)
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Работа со сплошным текстом.

1
1

Квест, конкурс
Квест, игра «Что? Где? Когда?»

8.
9.

Дата по
факту

Тема занятия

Всего ч. в Формы деятельности
неделю

Определение основной темы в фольклорном
1
произведении. Пословицы, поговорки как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
1
Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или 1
его частей

Обобщение по модулю «Основы
читательской грамотности»

1
1
Итого 9

8

Беседа, конкурс
работа в парах, ролевая игра
Беседа, дискуссия в формате свободного
обмена мнениями

Модуль «Основы математической грамотности»
№

Дата по плану

1.

15.11

2.
3.
4.

22.11
29.11
6.12

5.

13.12

6.

20.12

7.

27.12

Дата
по
факт
у

Тема занятия

Всего ч.в Формы деятельности
неделю

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная
система счисления
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до
Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи.
Итого

9

1

Беседа, обсуждение, практикум.

1
1
1

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.
Беседа, обсуждение практикум
Беседа, обсуждение практикум

1

Игра, урок-исследование, брейн-ринг,
конструирование.

1

Обсуждение, урок-практикум,
моделирование.
Урок-практикум.

1
7

Дата по
факту

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Всего
часов в
неделю

№

Дата по
плану

1.

10.01

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

17.01

Деньги в разных странах

1

Круглый стол, игра.

3.

24.01

Деньги настоящие и ненастоящие

1

Игра, экскурсия.

4.

31.12

Как разумно делать покупки?

1

Игра, круглый стол.

5.

7.02

Кто такие мошенники?

1

Круглый стол, игра, квест.

6.

14.02

Личные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

21.02

Личные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

8.

28.02

Сколько стоит «своё дело»?

1

Проект, игра.

9.

6.03

Сколько стоит «своё дело»?

1

Проект, игра.

10

13.03

Обобщение модуля: «Основы финансовой грамотности»

1

11

20.03

Обобщение модуля: «Основы финансовой грамотности»

1

Тема занятия

10

Формы деятельности

Итого

№

Дата по
плану

1.

3.04

2.

10.04

3.

17.04

4.
5.

24.04

6.
7.

15.05
22.05

Дата
по
факту

Тема занятия

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Всего ч. Формы деятельности
в
неделю

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки.
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Уникальность планеты Земля. Условия существования жизни на Земле.
Свойства живых организмов.

8.05

11

Итого

1
1
1
1
1
1
1
7

11

Беседа, демонстрация записей
звуков.
Наблюдение физических
явлений.
Презентация. Учебный эксперимент.
Наблюдение физических явлений.
Работа с коллекциями минералов и горных
пород.
Беседа. Презентация.

Используемые учебные пособия
1.Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021
2.Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2).
М.: Просвещение,2021
3.Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.:
Просвещение, 2021
4.Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021
5.Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск
Используемые интернет-ресурсы
1.. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2.Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3.Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4 Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».