1 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность на 2023-2024 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) 3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (письмо от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03) 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010года в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г). 5. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676) Рабочая программа рассчитана на 34 недели, 1час в неделю. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику 2 в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает в 5-8 классах – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность), в 9 классе – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и креативное мышление). Количество часов на один год обучения в 5 классе – 34часа (по 1 часу в неделю). Из них 32 часа на изучение 4-х модулей (по 8 часов на изучение модулей «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «естественнонаучная грамотность») и 2 часа на проведение комплексного входного и выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся, завершающих освоение программы курса по всем модулям соответствующего года обучения. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, игра, квест, моделирование, викторина, квиз, проект. С целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии. Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование. 3 Основные виды деятельности обучающихся: - самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); - выполнение практических заданий; - поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; - решение ситуационных и практико-ориентированных задач; - проведение экспериментов и опытов. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». В связи с этим в нашей школе большое внимание уделяется формированию читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД. Формирование читательской грамотности проводится на каждом уроке. Порядок реализации модулей обязательно начинается с модуля читательской грамотности, т.к. этот модуль один из главных, то его изучение планируется начать в 1 четверти, другие модули могут изучаться в любом порядке, в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в текущем учебном году: 1 четверть – модуль «Читательская грамотность»; 2 четверть – модуль «Математическая грамотность»; 3 четверть – модуль «Финансовая грамотность» / модуль «Креативное мышление»; 4 4 четверть – модуль «Естественнонаучная грамотность» Планируемые результаты освоения программы курса Метапредметные и предметные результаты Класс /5 уровень ФГ Уровень узнавания и понимания Грамотность Читательская находит и извлекает информацию из различных текстов Математическая находит и извлекает математическую информацию в различном контексте Естественнонаучная находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте 5 Финансовая находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте Креативное мышление - Личностные результаты Класс Грамотность Читательская 5-8 классы оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; собственную позицию по отношению к прочитанному Математическая Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Естественнонаучная Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей 6 Финансовая Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Креативное мышление - Содержание Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. 7 Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Подведение итогов работы за год. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Проведение входного и выходного контроля. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (по модулям) Модуль «Основы читательской грамотности» № Дата по плану 1. 6.09 2. 13.09 3. 20.09 4. 27.09 Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей 1 5. 4.10 1 Круглый стол 6. 7. 11.10 18.10 25.10 8.11 Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое) Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. 1 1 Квест, конкурс Квест, игра «Что? Где? Когда?» 8. 9. Дата по факту Тема занятия Всего ч. в Формы деятельности неделю Определение основной темы в фольклорном 1 произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. 1 Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или 1 его частей Обобщение по модулю «Основы читательской грамотности» 1 1 Итого 9 8 Беседа, конкурс работа в парах, ролевая игра Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями Модуль «Основы математической грамотности» № Дата по плану 1. 15.11 2. 3. 4. 22.11 29.11 6.12 5. 13.12 6. 20.12 7. 27.12 Дата по факт у Тема занятия Всего ч.в Формы деятельности неделю Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Итого 9 1 Беседа, обсуждение, практикум. 1 1 1 Обсуждение, практикум, брейн-ринг. Беседа, обсуждение практикум Беседа, обсуждение практикум 1 Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. 1 Обсуждение, урок-практикум, моделирование. Урок-практикум. 1 7 Дата по факту Модуль: «Основы финансовой грамотности» Всего часов в неделю № Дата по плану 1. 10.01 Как появились деньги? Что могут деньги? 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 2. 17.01 Деньги в разных странах 1 Круглый стол, игра. 3. 24.01 Деньги настоящие и ненастоящие 1 Игра, экскурсия. 4. 31.12 Как разумно делать покупки? 1 Игра, круглый стол. 5. 7.02 Кто такие мошенники? 1 Круглый стол, игра, квест. 6. 14.02 Личные деньги 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 7. 21.02 Личные деньги 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 8. 28.02 Сколько стоит «своё дело»? 1 Проект, игра. 9. 6.03 Сколько стоит «своё дело»? 1 Проект, игра. 10 13.03 Обобщение модуля: «Основы финансовой грамотности» 1 11 20.03 Обобщение модуля: «Основы финансовой грамотности» 1 Тема занятия 10 Формы деятельности Итого № Дата по плану 1. 3.04 2. 10.04 3. 17.04 4. 5. 24.04 6. 7. 15.05 22.05 Дата по факту Тема занятия Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Всего ч. Формы деятельности в неделю Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. 8.05 11 Итого 1 1 1 1 1 1 1 7 11 Беседа, демонстрация записей звуков. Наблюдение физических явлений. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Беседа. Презентация. Используемые учебные пособия 1.Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021 2.Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021 3.Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021 4.Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021 5.Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск Используемые интернет-ресурсы 1.. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/ 2.Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/ 3.Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 4 Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 12 13