Пояснительная записка Рабочая программа по шахматам для 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов: 1.Федерального закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» 3..Рабочая программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным). Общая характеристика предмета В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в сельской малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.)1. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех! Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления. Шахматы - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...»2. 5 2 Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. • Задачи: - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). • - воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Участники программы: Участниками программы являются дети младшего школьного возраста 7-10 лет, посещающие общеобразовательную школу. Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН. Группы укомплектованы учащимися в количестве не более 15 человек, режим работы не превышает 1 часа в неделю. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов: • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. • • • • • Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса принцип mini-max - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; • • Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Хосе Рауль Капабланка - (1888-1942), кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат. 3-й чемпион мира по шахматам (1921 -1927), один из сильнейших шахматистов мира в 1910-1930 годах, победитель многих международных турниров. Автор книги «Моя шахматная карьера» (русский перевод 1924), «Последние шахматные лекции», изд. «Физкультура и спорт», 1976 год. Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются: 1. При знакомстве с шахматными фигурами. 2. При изучении шахматной доски. 3. При обучении правилам игры; 4. При реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.). На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. 1. 2. 3. 4. 5. Основные формы и средства обучения: Практическая игра. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. Участие в турнирах и соревнованиях. Результаты образовательной деятельности: • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Педагогический контроль. Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке. Виды контроля: • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения; • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме • итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний. Особенности содержания программы: Образовательная программа «Шахматы - школе» разработана на основе авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Он охватывает первый класс трех - и четырехлетней начальной школы, а также может использоваться в подготовительных к школе группах детского сада, в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. • Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя. Учебно-методический комплект «Шахматы, третий год» состоит из программы «Шахматы, третий год», учебника для 3 класса «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры», пособия для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу». Среди наиболее ценных авторских инноваций третьего года можно выделить: • доступное для третьеклассников объяснение игры в дебюте, подкрепленное нестандартными дидактическими заданиями; • приведение большого количества трехходовых партий; • необходимое внимание к методам защиты от детского мата; • разработка оригинальных дидактических заданий; • объяснение на уроках только тех эндшпильных позиций, которые доступны ученикам третьего класса. Программой предусматривается 33 учебных занятия, одно занятие в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие учащихся материал. Дети приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшом материальном или позиционном перевесе. И только после этого дети практикуются в нахождении матовых шахматных комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар (жертвуется одна из фигур). Учебный курс включает три большие темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля», «Основы эндшпиля». В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и учебных пособий в помощь обучающим шахматной игре. Учебник третьего класса «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры», подобно учебникам первых лет обучения, содержит мало слов и много иллюстративного материала. Шахматный материал закрепляется большим количеством нестандартных дидактических заданий. Среди них «Поймай ферзя», «Поставь детский мат», «Выиграй фигуру у «повторюшки»», «Накажи пешкоеда», «Квадрат», «Куда отступить королем?» и др. Объяснению нового материала в учебнике «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры» отводится немного страниц, основная часть учебника отведена дидактическим заданиям. Эти задания ученики решают либо по диаграммам учебника, либо на своих шахматных досках, либо на демонстрационной доске. «Шахматы, третий год, или Учусь и учу» - пособие для педагога. В этом пособии детально изложена методика проведения каждого из 66 программных занятий; приведены необходимые рекомендации по рациональному использованию на уроках учебника «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры». В пособии приводится много учебных положений дидактических заданий из учебника с правильными решениями (в учебнике решения не даются). Для учителей, мало знакомых с шахматами, сделаны необходимые разъяснения. Тематика курса «Шахматы, третий год». I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии. II. Основы дебюта. Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте: 1. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». 2. Борьба за центр. 3. Безопасная позиция короля. Значение рокировки. 4. Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками. Классификация дебютов. Дидактические задания. «Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход. «Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. «Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько). «Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить. «Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы. «Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. «Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. «Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра. «Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. «Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. «Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки. III. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса. Дидактические задания. «Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом. «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода. IV. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания. «Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода. «Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода. «Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру. «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. «Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи. «Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение. «Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. «Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей. К концу третьего года обучения дети должны знать: • принципы игры в дебюте; • основные тактические приемы; • термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. К концу третьего года обучения дети должны уметь: • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; • находить несложные тактические приемы; • точно разыгрывать простейшие окончания. Учебно-тематический план 3-й год обучения № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Теория Практика Всего часов I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч. 25 - 30 минут на 5 ч. II. Основы дебюта. 13 ч. каждом 13 ч. III. Основы миттельшпиля. 5 ч. IV. Основы эндшпиля. 9 ч. V. Обобщение. - занятии 5 ч. 9 ч. 2 ч. 2 ч. Календарно-тематическое планирование программного материала. 3 год обучения (3 класс) № п/п Дата Тема занятия Краткое содержание занятия По По пла факту ну 1. 6.09 2. 13.09 3. 20.09 4. 27.09 5. 4.10 6 11.10 I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч. Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Повторение пройденного материала. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Повторение пройденного материала. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. Повторение пройденного материала. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала). Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух - и Три стадии шахматной партии. трехходовые партии. II. Основы дебюта. 13 ч. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. 7 18.10 8 25.10 9 08.11 10 15.11 11 22.11 12 29.11 13 06.12 14 13.12 15 20.12 сторон. Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии). Основы дебюта. Невыгодность Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игра «на мат» с первых ходов партии. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата». Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Основы дебюта. Другие угрозы Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. быстрого мата в дебюте. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата». «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание Основы дебюта. «Повторюшка«повторюшек». Дидактические задания «Поставь мат в один ход хрюшка» «повторюшке», «Выиграй фигуру Принципы игры в дебюте. Принцип Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. быстрейшего развития фигур. Гамбиты. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание «Выведи фигуру». Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. Основы дебюта. Наказания за Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. несоблюдение принципа быстрейшего «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с развития фигур. исключениями из правила). Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?». Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский Основы дебюта. Борьба за центр. гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру» Принципы игры в дебюте. Рокировка. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону Правила рокировки. можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокированному королю», «Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не получат ли белые мат, если рокируют?». 16 27.12 Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. 17 10.01 Основы дебюта. Связка в дебюте. 18 17.01 Основы дебюта. Классификация дебютов. 19 24.01 20 31.01 21 07.02 22 14.02 23 21.02 24 28.02 25 06.03 26 13.03 Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле. Основы миттельшпиля. Двойной удар. Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Основы миттельшпиля. IV. Основы эндшпиля. 9 ч. Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки? Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки». Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешноеразвязывание», «Сдвой противнику пешки». Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. III. Основы миттельшпиля. 5 ч. Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Тактические приемы. Двойной удар. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода». Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода». Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Основы эндшпиля. Матование Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем двумя слонами (простые случаи). (простые случаи). Матование слоном и конем Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода». (простые случаи). 27 20.03 28 03.04 29 10.04 Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Основы эндшпиля. 30 17.04 Основы эндшпиля. 31 24.04 Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения. 32 08.05 Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Дидактическое задание «Квадрат». Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?». Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?». Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля. Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?». Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. Дидактические задания «Куда отступить королем?», «Путь к ничьей». Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. V. Обобщение. 33 15.05 34 22.05 Повторение программного материала. Повторение программного материала. 2 ч. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.