Родная литература (аварская ) 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКУ "Управление образования " МР "Кизлярский район"
МКОУ "Ефимовская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Аварская литература»
для обучающихся 6 класса
с. Ефимовка 2023г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета »Аварская литература» 6 класса (предметная область аварского языка и литературное чтение»)на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования(далее-ФГОСНОО),Федеральной образовательной программы
начального общего образования(далее- целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания ФОПНОО),
Федеральной рабочей программы по учебному предмету »Аварская литература»(далее-ФРП »Аварский язык»),а также ориентирован на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания
Рабочая программа по аварской литературе для 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по
вопросам воспитания обучающихся»;
4. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
7.Основной образовательной программы ООО МКОУ «Ефимовская основная общеобразовательная школа»;
8.Программы воспитания МКОУ «»Ефимовская ООШ» на 2021-2025 уч.год.
9.Учебного плана МКОУ «Ефимовская ООШ» на 2024-2025 учебный год;
10.Настоящая программа по аварской литературе для 6 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного стандарта основного
общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-9классов» разработанный сектором
родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2007г. и 2013г.).

Изучение родной литературы в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
–воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
–развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции;
–формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений;
–развитие устной и письменной речи учащихся;
–освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;

–овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
–выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования родного литературного языка
при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы связаны как с читательской деятельностью
школьников, так и с эстетической функцией литературы:
–формирование способности понимать и эстетически воспринимать
произведения родной и дагестанской литературы;
2
–обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и
художественному многообразию родной литературы, к отдельным произведениям литературы народов Дагестана;
–формирование умений сопоставлять произведения дагестанской и родной литератур, находить сходные темы, проблемы, идеи, выявлять в них
национальные и культурные различия;
–формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этикоэстетический компонент искусства;
–формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
–формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
–формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
–формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки
литературно-художественных произведений.
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Филология» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной родной речью. Специфика учебного предмета «Родная литература» определяется тем, что он представляет собой единство
словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это
искусство.
Курс литературы в 5–7 классах строится на основе сочетания тематико-хронологического принципа, а в 8–9 классах изучается линейный курс на
историко-хронологической основе. Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения родной и дагестанской литератур,
поднимающих вечные вопросы добра, зла, великодушия, роли и значения книги в жизни писателя и читателя и т. д.
В курсе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Литература средних веков.
3. Литература 19 в.
4. Литература первой половины 20 в.
5. Литература второй половины 20 в.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе курса.
Рабочая программа по родной (аварской,) литературе для 5–9 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования,
признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык,
культуру и уважающего традиции, обычаи и культуру других народов.

Место учебного предмета «Родная (аварская) литература » в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Аварская литература » отводится 1 ч.в неделю, 34 ч.в год. Данная
программа разработана на 34 часа из расчета 1 ч в неделю.
УМК:
Аварская литература для 6 кл С.М. Мухтаров, А.Г. Гамзатов и т. д-Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2012.-176с.

Раздел I.
Выпускник научится: Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса(из

Стратегии развития воспитания в
Российской Федерациина период до 2025 года)

Планируемые результаты.
Личностные результаты из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

1.

Гражданского воспитания

2.

3.

4.

5.

формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в
жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной истории , заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Духовно-нравственного воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки
своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию)
Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно- эстетического вкуса.
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и
кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий
и неприятия
вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в
быту и реальной жизни;

6.Трудового воспитания
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний,
осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету,
общественных интересов и потребностей;
7. Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности
здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания
ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни
людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой,

повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
методов предмета;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
8. Ценностей научного познания
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания
сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной
средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений;
познавательной и
информационной
культуры,
в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными
текстами, справочной литературой,доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению
и познанию,
любознательности,
готовности
испособности
к
самообразованию, исследовательской деятельности,
косознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейш
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета
У выпускника будут сформированы:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-

способность к оценке своей учебной деятельности;

-

основы гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этническ ой и национальной

принадлежности;

-

осознание роли родного (аварского) языка как языка титульной нации Республики Дагестан, как средства общения и как инструмента

познания окружающей действительности;
осознание родного (аварского) языка как необходимого средства приобщения к культурным

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация,
мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского
народа, формирования представлений о национальном характере;
• видеть черты национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных
сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные
для народных сказок художественные приемы;
• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную
сказку от фольклорной;
• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и
различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства
и различия).
Литература средних веков. Литература XIX—XX вв.
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его
смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать «поле читательских ассоциаций», выбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления,
выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект), в том числе с использованием интернет- ресурсов.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 6-го класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
_знать авторов изученных произведений;
_ основные темы изученных произведений и принципы их построения;
- главных героев изученных произведений ,и определить связь между событиями, где они принимают участие,
- понятия по теории литературы;.
_ определить и знать типичные черты между драмой, лирикой и эпосом;
_ выучить наизусть предложенные по программе произведения;
уметь:
мысленно представить изображённые автором события;
отличить художественную литературу от научной и публицистической;
из изученных произведений мысленно раскрыть художественную сторону и раскрыть смысл слов;
по логическим вопросам учителя раскрыть характер главного героя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
различать эпические, лирические и лиро- эпические , а также драматические произведения;
выразительно читать художественные произведения..

Раздел II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Устное народное творчество
Сказки народов Дагестана. «Каменный мальчик», «Трижды богатырь»,«Осел и волк», «Али, оставшийся в скалах», «Попутчики», «Морской конь»,
«Али с гор».
Авторские сказки и рассказы. Г. Цадаса «Лев и заяц», А. Хачалов«Шахламаз», М. Абасил «Чибирик», З.Алиханов «Слепой поход», О.
Шахтаманов «Злость народа».
Легенды, предания. «Суфист-предатель», «Не люблю, мама, лето»,«Хожо и грузин».
Эпические песни. «Хочбар», «Песня убогих», «Беднота», «Если даже война далеко…»
Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки).
Теория литературы. Начальное понятие об устном народном творчестве, о фольклорных жанрах. Классификация сказок. Язык и композиция
сказок.
Понятие о пословицах и поговорках. Понятие о загадках.
Раздел 2. Литература средних веков

К. Мирза. «Ответ хану», «Счастливый жаворонок».
К. Саид. «Ласточка», «Пой песню, ашуг».
Раздел 3. Литература XIX века
Алигаджи из Инхо. «Богачам» «Поговорим о том о сем…», «Наука и
глупость», «Пьянство», «Про расточителя», «Земля».
Эльдарилав. «Хуру-хара», «Гордость села», «Разбитый бубен…»
11
Г. Цадаса. «Песня коровы» «Мулла и хомяк», «Про ашбаз», «С кем дружить?», «Шамиль», «О коне», «Слон и муравей», «Обезьяна и плотник»,
«Айдемир и Умайганат», «Уроки жизни», «Сундук бедствий».
А. Гафуров. «Жизнь моя», «Плохое на плохое».
Махмуд из Кахаб-Росо.«С совестью в сердце…».
А. Иминагаев. «Жизнь рабочего».
О. Батырай. «Он один мог угнать табун правителя Жамав...», «Взяв за янтарную гриву...», «При наступлении военных действий...», «Будь здоров
Джигит…», «Прославленный Джигит…».
Гаджи из Ахты. «Если даст бедняк совет…», «Отправь хоть письмо».
И. Казак. «Везение», «Письма из Сибири», «Песня землепашца».
Шаза из Куркли. «Разбито сердце…», «Словно пуля, застрявшая в дуле…», «Стремительный горный тур».
Магомед из Чиркея.«К смерти имама Газимагомеда…».
Чанка из Батлаича. «О СайгидулБатале», «О Далгате».
Махмуд из Кахаб-Росо.«На синем небе радуга…», «Открыты ворота любви…», «Открыл я сердце твоему письму…».
Курбан из Инхело. «Поклонение наибов», «На высокой горе…», «Послушай, тлюбимая…», «Вставай, карандаш!».
Е. Эмин. «Завещание», «Старым сплетницам…».
А. Мунги. «Несправедливый мир», «Суд Шамиля».
Теория литературы. Понятие о художественной речи произведения. Понятие о литературном герое, персонаже. Понятие о лирическом герое и об
образах времени, пространства.
Раздел 3. Литература первой половины XX века
М. Шамхалов. «Пещера зурначей», «Странный гость», «Брат».
М. Сулиманов. «Опасное путешествие».
А. Хачалов. «Прости, товарищ майор», «От имени ушедших…».
М. Абдулхалимов.«Отцовский дом».
А. Жафаров. «Хитрый медведь».
12
З. Гаджиев. «Классики», «Куница и медведь».
Р. Дин-Мухамаев. «Предатель».
Г. Гаджиев. «Родник Алибега».
М. Абдулхалимов. «Сын госпиталя».
Б. Гаджиев. «Ждите меня, горы», «Кусок хлеба», «Ласточка из Севера»,
«Лань, убегающая от дождя».
Э. Капиев. «Ливень в горах», Разведчики», «Талисман».
С. Курбан. «Дочь бедного Шаху».

А. Мухумаев. «Горянка», «Возвращение Ахмеда», «Ловушка».
М. Хуршилов. «Адаляльцы», «Сулак свидетель».
М.Магомедов. «Кунаки», «Манарша».
К. Меджидов. «Умирают ли горные орлы».
Б. Митаров. «Расскажите друзьям».
Кадрия. «Надеялась я в детстве…».
А.Саидов. «Снежные горы», «Добро пожаловать, друзья».
М.-Р. Расулов.«Жалость матери».
М. Гунашев. «Учитель огненных лет».
А.Аджиев. «Крылья героя».
Ю. Хаппалаев. «Праздник первой борозды», Народная песня».
М. Митаров. «Мастер».
Теория литературы. Культурно-исторические условия появления
письменности и письменной литературы. Зарождение прозы на родных
языках. Устные и письменные формы литературы.
Понятие о художественной речи. Понятие о поэзии и прозе.
Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение,
сравнение, гипербола, аллегория). Понятие о стихосложении. Ритм. Рифма.
Строфа.
Понятие о литературных родах и жанрах.
Эпос. Лирика. Драма.
Эпические жанры (рассказ, повесть, роман).
13
Лирические жанры (стихотворение, послание).
Лироэпические жанры(басня, баллада, поэма).
Драматические жанры (драма, трагедия, комедия).
Раздел 4. Литература второй половины XX века
Р. Гамзатов. «Мое сердце в горах», «Мой Дагестан», «О матери», «Родной язык», «Ласточки», «Вера Васильевна», «Маша», «Солдаты России»,
«Журавли», «Колыбельная», «Леса Дагестана», «Горцы».
Г. Газимирза. «Сыну», «Другу», «Не останавливайся, мой конь…».
М. Гайирбегова.«Материнское сердце», «Песня матери», «Душа моя в песне».
М.-С. Яхьяев. «Скандал», «Речной камень».
Ф. Алиева. «Люлька», «Лето над моим плато», «Дождь», «Родной язык», «Закон гор», «Спроси у матери».
М. Абасил. «Шестистишья».
О.-Г. Шахтаманов. «Горная река», «Приходите, друзья…», «Андийское озеро».
А. Расулов. «Сокровище».
М. Ахмедов. «Я хочу…», «Спорят ночи и дни…», «Вот идет снег», «Женщина».
Х. Авшалумов. «Мой сосед – мой враг».
Н. Юсупов. «День рождения».
Ф. Бахшиев. «Бомба над домом».

А.-Х. Абубакар.«Трубка из слоновой кости», «Две старости».
И. Гусейнов. «Имам Шамиль и Иосиф».
А. Жачаев. «Удод», «Маленький охотник».
Теория литературы.Социально-политическая и культурная жизнь дагестанских народов в начале 20 века.
Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития
поэзии. Духовная и светская поэзия. Устные и письменные формы поэзии.
Активизация светской поэзии под влиянием революционных событий.
14
Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале 20 века.
Зарождение нового вида в дагестанской литературе – драматургии. Жанры
драматургии. Романтизм в дагестанской литературе. Романтический герой.
Основные темы и образы дагестанской литературы (человек, родина,
природа, любовь).
Понятие о художественном переводе.__

РАЗДЕЛ

Викторина

«Выдающиеся
Ответы на вопросы. Оценка ответов одноклассников. Пополнение знаний о наиболее ярких
люди
моего представителях народа.
народа»

РАЗДЕЛ

КВН

РАЗДЕЛ

Конкурс
(по
произведениям
дагестанских
поэтов)

«Фольклорная
Отгадывание фольклорных жанров. Участие в народных детских играх с воспроизведением
мозаика»
считалок. Отгадывание загадок. Продолжение пословиц по начальной части.
«Мне ль тебе, Выразительное чтение тестов наизусть и их декламация.
Дагестан
мой
былинный,
не
молиться, тебя ль
не любить…»

РАЗДЕЛ

Народный
обычай

РАЗДЕЛ

Викторина

«Встреча весны»

Заучивание считалок, стихотворений, народных песен, посвященных празднику весны
(Оцбай). Осмысление значимости взаимосвязи человека и природы. Обрядовая лексика,
связанная с праздником весны и праздником первой борозды.
«Пословицы
о Раскрытие смысла пословиц. Обучение классификации пословиц по темам. Составление
доброте,
дружбе, рассказов-миниатюр с использованием пословиц.
взаимовыручке»

Раздел.I11. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс.
№
п/п

Названия темы

1

Халкъияб к1алзул гьунар.
«Къайицадахъал».
(Устное народное творчество.)
«Ралъдал чу».
(«Речной конь».)
«Муг1рузул Г1али».
(Али,оставленный в ущелье».)
Заирбег Г1алиханов
«Бецаб сапар».
(З.Алиханов«Путешествие
вслепую».)
Г1. Шахтаманов
«Халкъалъул ццин».
(Г.Шахтамонов
«Гнев народа».)
Г1. Шахтаманов
«Халкъалъул ццин».
(Г.Шахтамонов «Гнев народа».)
И. Г1алих1ажияв
«Будун дандамаги».
(Алигаджи из Инхо.)
Контролияб х1алт1и.

2
3
4

5

6

7

8

Количество
часов

Цель урока основные элементы
содержания

Домашнее задание

1

Халкъиял маргьабазул т1ехь.

Написать пословицы и
поговорки.

6.09.

1

«Лачен» журнал.

Пересказ.

13.09.

1

Журнал
«Гьудуллъи».
Хъвадарухъанасул сурат.
Презентация.

1-часть выучить
наизусть.
Пересказ.

20.09.

1

Хъвадарухъанасул сурат.

Анализ произведения .

4.10.

1

Презентация.
Карточкаби.

Выразительно читать.

11.10.

1

Хъвадарухъанасул сурат ва
т1ахьал.

Стр. 47-57 анализ.

18.10.

1

Хъвадарухъанасул сурат

Повторение

25.10.

1

Дата
По плану

27.09.

По факту

Примечание

(Контрольная работа.)

9

10

11

12

13
14

15

16

17

18

19

пройденного
материала.

Хъах1абросулъа Мах1муд
«Рек1елъ иях1 бугев…».
(Махмуд из Кахабросо
«С иманом в сердце…»)
Г1умарил Батирай
«Бах1арчиясул х1акъалъулъ».
(У.Батирай «О герое».)
Ирчи Гъазахъ
«Сибиралдаса кагъат».
(И.Казак «Письмо из Сибири».)
Къуркълиса Щаза
«Савву ккана каранда».
(Щаза из Куркли «На сердце боль».)
Ц1. Х1амзат «Шамил»,
(Г.Цадаса «Шамиль».)
Ц1. Х1. «Пилги ц1унц1раги»
«Маймалакги ц1улал
устарги».(Г.Цадаса «Слон и
муравей», «Обезьяна и плотник».)
Заид Х1ажиев
«Х1анч1иккал».
(З.Гаджиев).
Контролияб х1алт1и.
(Контрольная работа.)

1

Хъвадарухъанасул сурат.
Презентация.

Выучить
стихотворения
наизусть..

8.11.

1

Хъвадарухъанасул сурат.
Карточкаби.

Анализ произведения.

15.11.

1

Презентация.

Выучить наизусть.

22.11.

1

Хъвадарухъанасул сурат ва
Антология.

Стр 61-62
выразительно читать .

29.11.

1

Хъвадарухъаналъул сурат.
Презентация.
Хъвадарухъанасул сурат ва
т1ахьал.

Выучить наизусть.

6.12.

Стр.76-77 читать,
«Слон и муравей»
выучить наизусть.

13.12.

1

Презентация.

Стр.77-80 читать..

20.12.

1

Тестал.

Повторение
пройденного
материала.

27.01.

Заид Х1ажиев
«Цакьуги циги».(З.Гаджиев «Барсук
и медведь».)
Ражаб Динмух1амаев
«Хиянатчи».(Р.Динмухумаев
«Предатель».)
Ражаб Динмух1амаев

1

Хъвадарухъанасул сурат ва
т1ахьал.

Стр 89-90 читать.

10.01.

1

Презентация.

Стр. 99-101
l-V часть пересказ..

17.01.

1

Карточкаби.

Vl-X –х1асил

1

20

21

22

23
24

25

26

27
28

29

30

31

«Хиянатчи».(Р.Динмухумаев
«Предатель».)
Сочинение «Мадих1атил
образ».(Сочинение «Образ
Мадихат».)
Р. Х1амзатов «Россиялъул
солдатал».(Р.Гамзатов «Солдаты
России».)
Расул Х1амзатов
«Къункъраби».(Р.Гамзатов «Белые
журавли».)
Фазу Г1алиева «Маг1арулав».
(Ф.Алиева «Аварец».)
Х1усен Х1ажиев «Г1алибегил
къулг1а».
(Х.Гаджиев «Родник Алибега».)
М. Г1абдулх1алимов
«Госпиталалъул вас».
(М.Абдулхалимов «Мальчик из
госпиталя»)
Контролияб х1алт1и.
(Контрольная работа.)

Багъатар Х1ажиев.
(Багатар Гаджиев.Биография.)
Класстун къват1исеб ц1али. «Чадил
кесек».
(Внеклассное чтение «Кусочек
хлеба».)
Эффенди Капиев
«Маг1арухъ чвахунц1ад».
(Э.Капиев «Ливень в горах».)
Эффенди Капиев
«Разведчикал».
(Э.Капиев «Разведчики».)
М-с Ях1яев
«Лъабго бакъ».

1

Презентация асаралда т1асан.

.Подготовить
сочинение.
Повторение.

1

Презентация Хъвадарухъанасул
сурат ва т1ахьал.

Написать биографию
про Р. Гамзатова.

1

Хъвадарухъанасул сурат ва
т1ахьал.

Выучить наизусть.

Анализ произведения..

21.02.

Стр.120-122 читать.

28.02.

1

Хъвадарухъаналъул сурат ва
т1ахьал.
Хъвадарухъанасул сурат ва
т1ахьал.
Презентация.
Презентация.

Стр. 123-129 .Анализ
произведения.

6.03.

1

Тестал.

Стр. 131 1-3 часть
читать.

13.04.

1

Написать реферат .

20.04.

1

Хъвадарухъанасул сурат ва
т1ахьал
Презентация.

Написать сочинение.

3.04.

1

Хъвадарухъанасул сурат.

Пересказ
произведения.

10.04.

1

Хъвадарухъанасул сурат.
Карточкаби.

17.04.

1

Презентация.
Карточкаби.

Пересказ
произведения.
«Разведчики».
Стр. 182 выучить
наизусть.

1
1

24.01.

7.02.

31.01.

14.02.

24.04.

32

33

34

(М.Яхьяев «Три солнца».)
Х. Беццав Къурбан
«Мискинав шахул яс».
(Х.Курбан «Дочь бедного шаха».)
Х. Беццав Къурбан
«Мискинав шахул яс».
(Х.Курбан «Дочь бедного шаха».)
Контролияб х1алт1и.
(Контрльная работа.)

1

Хъвадарухъаналъул сурат.

Стр. 186-188 пересказ.

8.05.

1

Карточкаби.

Стр. 197-210 анализ
произведения.

15.05.

1

Тестал.

Повторение
пройденного
материала.

22.05.

Лист корректировки календарно - тематического планирования
Предмет:____________
Класс____________
Учитель___________
№
уро
ка

Тема(ы)

Количество часов
план

факт

Причина корректировки

Способ корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634179650

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».