МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МКУ "Управление образования "МР "Кизлярский район" МКОУ "Ефимовская ООШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3579398) учебного предмета «Родная русская литература» для обучающихся 8 класса с.Ефимовка 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 8 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена: отбором произведений русской литературы, в которыхнаиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры; более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): «Россия — родина моя»; «Русские традиции»; «Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей: воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве. Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач: приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации; осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе; получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния; выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 8 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, суммарно изучение литературы в 8 классе по программе основного общего образования рассчитано на 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Россия — Родина моя Легендарный герой земли русской Иван Сусанин Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…» и др. П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору). Города земли русской По Золотому кольцу Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др. Родные просторы Волга — русская река Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и др. Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др. В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору). Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира Троица Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др. И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». Тепло родного дома Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору). Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору). Загадки русской души Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». О ваших ровесниках Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору). Лишь слову жизнь дана Язык поэзии Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» и др. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 8 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию изменяющимся условиям социальной и природной среды: обучающегося к освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. 1) Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. 1) Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. 4) Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы по родной (русской) литературе к концу обучения в 8 классе: выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли Русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа, осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге; иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей; иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне, о русском человеке как хранителе национального сознания, трудной поре взросления, о языке русской поэзии; проводить смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку, создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос, самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств, самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации. Тематическое планирование 8 класс Блок Тема Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Преданья старины глубокой Города земли русской Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: С. Н. Марков. «Сусанин» О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа) По Золотому кольцу: Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль» В. А. Степанов. «Золотое кольцо» Количество часов 9ч 3 2 Волга – русская река: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума») Волга – русская река: В. С. Высоцкий. «Песня о Волге» Волга – русская река: В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент) Родные просторы А.В.Кольцов «По-над Доном сад цветет» Родные просторы К.Ф.Рылеев. Дума «Дмитрий Донской» Родные просторы Н.Кукольник «К Дону» Родные просторы 7 КР по итогам изучения Раздела 1 Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Праздники русского мира Тепло родного дома Троица: И. А. Бунин. «Троица»)» Троица: С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…») Троица: Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» Троица: И. А. Новиков. «Троицкая кукушка» Родство душ: Ф.Д.Крюков «Счастье», «Казачка»» Родство душ: К.Г.Паустовский «Порт в траве») Родство душ: Ф. А. Абрамов. «Валенки» Родство душ: Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести) Родство душ: Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести) Родство душ: А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни» КР по итогам изучения Раздела 2 Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША Не до ордена – была бы Родина Дети на войне: Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы) Дети на войне: Э. Н. Веркин. «Облачный полк» 11ч 4 7 12ч 2 (главы) Загадки русской души О ваших ровесниках Лишь слову жизнь дана Сеятель твой и хранитель: И. С. Тургенев. «Сфинкс» Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей» ДРК Загадки русской души А.В.Калинин «Эхо 4 войны» Е.А. Долматовский, Н.К.Дортзо, А.И.Недогонов. Русский национальный характер в стихотворениях донских поэтов о войне Пора взросления: Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы) Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) 4 Пора взросления: Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) КР по итогам изучения Раздела 3 Язык поэзии: Дон Аминадо. «Наука 1 стихосложения» И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет» Итоговый урок Календарно тематическое планирование 8 класс №п.п Тема урока Кол- Контрольные Практические во работы работы 0 0 6.09 1 0 0 13.09 1 0 0 20.09 1 0 0 27.09 часов 1 Легендарный герой 1 земли русской Иван Сусанин: Дата План С. Н. Марков. «Сусанин» 2 Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» 3 Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа) 4 По Золотому кольцу: Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» 5 М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» 1 0 0 4.10 6 И. И. Кобзев. 1 0 0 11.10 «Поездка в факт Суздаль» 7 В. А. Степанов. 1 0 0 18.10 1 0 0 25.10 1 0 0 8.11 1 0 0 15.11 1 0 0 22.11 1 0 0 29.11 1 0 0 6.12 1 0 0 13.12 «Золотое кольцо» 8 Волга – русская река: «Уж ты, Волгарека, Волгаматушка!..» (русская народная песня). 9 Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума») 10 Волга – русская река: В. С. Высоцкий. «Песня о Волге» 11 Волга – русская река: В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент) 12 А.В.Кольцов «Понад Доном сад цветет» 13 К.Ф.Рылеев. Дума «Дмитрий Донской» 14 Н.Кукольник «К Дону» 15 КР по итогам 1 1 0 20.12 1 0 0 27.12 1 0 0 10.01 1 0 0 17.01 1 0 0 24.01 1 0 0 31.01 1 0 0 7.02 1 0 0 14.02 1 0 0 21.02 изучения Раздела 1 16 Троица: И. А. Бунин. «Троица» 17 Троица: С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» 18 Троица: Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» 19 Троица: И. А. Новиков. «Троицкая кукушка» 20 Родство душ: К.Г.Паустовский «Порт в траве» 21 Родство душ: Ф. А. Абрамов. «Валенки» 22 Родство душ: Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести 23 Родство душ: Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести) 24 Родство душ: 1 0 0 28.02 1 0 0 6.03 1 0 0 13.03 1 0 0 20.03 А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни» 25 Дети на войне: Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы) 26 Дети на войне: Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы) 27 Сеятель твой и хранитель: И. С. Тургенев. «Сфинкс» 28 3.04 Сеятель твой и хранитель: 1 0 0 1 0 0 10.04 1 0 0 17.04 Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей» 29 ДРК Загадки русской души А.В.Калинин «Эхо войны» 30 ДРК Загадки русской души Е.А. Долматовский, Н.К.Дортзо, А.И.Недогонов. Русский национальный характер в стихотворениях донских поэтов о войне 31 Пора взросления: 1 0 0 24.04 1 0 0 8.05 1 0 0 15.05 1 1 0 22.05 34 2 Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы) 32 Пора взросления: Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) 33 Пора взросления: Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) 34 КР по итогам изучения Раздела 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 5 КЛАСС Родная русская литература. Учебник 5 класс. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. – М.: Просвещение, 2021 7 КЛАСС Родная русская литература. Учебник 7 класс. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. – М.: Просвещение, 2021 8 КЛАСС Родная русская литература. Учебник 8 класс. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. – М.: Просвещение, 2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Примерная рабочая программа основного общего образования. Родная литература для 5–9 классов образовательных организаций. – М., 2021. 2. Родная русская литература. Учебники 5-9 класс. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. – М.: Просвещение, 2021 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 2. Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов https://xn---dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/ 3. Портал культурного наследия https://www.culture.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1. Учебник 2. Компьютер